Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Бутковой Н.А, Белоногого А.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-284/2021 по апелляционной жалобе Куликова Ю.Н. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15 Салаева Александра Рафиковича.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения Куликова Ю.Н. и его представителя Ларионова О.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии N 23 Левина М.Л. и представителя Салаева А.Р. Березина А.В, возражавших против её удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 15 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 23 (далее - избирательная комиссия).
Решением избирательной комиссии от 28 июля 2021 года N 8-2 Салаев А.Р, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
Куликов Ю.Н, выдвинутый Региональным отделением в Санкт-Петербурге политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском об отмене регистрации Салаева А.Р. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
В обоснование административного иска Куликов А.Р. ссылался на недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в представленных Салаевым А.Р. в избирательную комиссию документах.
В частности, Куликов А.Р. указал на то, что в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктов "б", "в" пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" Салаев А.Р. не представил в избирательную комиссию сведения: об источниках получения средств, за счет которых приобретено принадлежащее кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, сведения о таких обязательствах его супруги и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Также административный истец утверждал о пользовании Салаевым А.Р. иностранными финансовыми инструментами и об имеющемся у кандидата гражданстве Федерации Сент-Китс и Невис.
Куликов Ю.Н. ссылался на наличие в связи с вышеизложенными обстоятельствами оснований для отмены регистрации кандидата по подпунктам "а" и "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Куликов Ю.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, отменить регистрацию кандидата в депутаты Салаева А.Р.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подпункт "а");
при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и").
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в числе которых отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 названного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, среди которых указаны составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а" пункта 3.1); сведения о своих расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б" пункта 3.1).
Форма упомянутой справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Проанализировав представленные Салаевым А.Р. в избирательную комиссию справки, составленные по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, в отношении себя и несовершеннолетних детей, суд пришёл к выводу о том, что они содержат все требуемые законом сведения, предусмотренных законом, оснований для проверки данных сведений на предмет их достоверности и полноты у избирательной комиссии не имелось. Кроме того, суд указал на отсутствие у кандидата обязанности представлять соответствующие сведения о супруге в связи с расторжением брака.
Однако судом не учтено, что исчерпывающий перечень оснований отмены регистрации кандидата установлен пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Неполнота сведений, подлежащих представлению в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, равно как и их недостоверность, к числу таковых не отнесены.
Разрешая вопрос о наличии оснований отмены регистрации кандидата по подпункту "а" (в связи с отсутствием у кандидата пассивного избирательного права) и по подпункту "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд, оценив представленные административным истцом доказательства с позиции критериев относимости, допустимости и достаточности, пришёл к выводу о том, что факт открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами, а также факт наличия у кандидата гражданства Федерации Сент-Китс и Невис отвечающими названным критериям доказательствами не подтверждается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в связи со следующим.
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
При этом в силу предписаний пункта 3.3 статьи 33 названного Федерального закона кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Салаев А.Р. 7 июля 2021 года представил в избирательную комиссию уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного Федерального закона основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета (далее - проверка) является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет. При этом в части 2 названной статьи перечислены субъекты, которыми может быть предоставлена соответствующая информация.
Судом установлено, что информация о несоблюдении запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в приведённом порядке в избирательную комиссию не поступала.
Утверждая о том, что Салаевым А.Р. указанный запрет нарушен, административный истец ссылается на обязательства Салаева А.Р. по ипотечному кредиту, заключённому с иностранным банком "Кайшабанк СА" (CAIXABANK SA), на основании которого зарегистрирована ипотека в отношении принадлежащего административному истцу имущества.
Вместе с тем, представленное в подтверждение данного обстоятельства доказательство - копия выписки из реестра собственности Барселоны N19 от 9 сентября 2019 года - содержит лишь информацию о регистрации обременения в виде ипотеки в отношении указанного в выписке объекта недвижимого имущества, что не свидетельствует о наличии на дату выдачи выписки действующего кредитного договора, заключённого между Салаевым А.Р. и иностранным банком, и не опровергает объяснения административного ответчика о погашении обязательства, обеспеченного ипотекой.
Более того, названный документ не удовлетворяет критерию достоверности в связи с его оформлением с нарушением требований части 6 статьи 71 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы административного истца о владении Салаевым А.Р. иностранной компанией Александр Салаев - "Иммо Аусшлегер Билльдайх" и о наличии у административного гражданства Федерации Сент-Китс и Невис являлись предметом оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены судом, поскольку представленные в подтверждение данных обстоятельств доказательства не содержат соответствующих сведений и также не удовлетворяют критерию достоверности.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии предусмотренных подпунктам "а" и "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований отмены регистрации кандидата является правильным.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова Ю.Н. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.