Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-694/2021 по административному исковому заявлению Кумановского В.И, Нагорновой А.А. об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7 "О жалобе Уделько Е.Н.", с апелляционными жалобами представителя административного истца Кумановского В.И.- Рассказова А.А, представителя административного истца Нагорновой А.А. - Зверевой М.Н, заинтересованного лица Уделько Е.Н, апелляционным представлением Прокуратуры Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 06 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, представителя административного истца Кумановского В.И. - Рассказова А.А, представителя административного истца Нагорновой А.А. - Зверевой М.Н, представителя заинтересованного лица Уделько Е.Н. - Сибиряковой М.А, представителей Избирательной комиссии Красноярского края Васильевой Л.В, Попова А.И, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года N 11-5191П "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1632-7 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19 (далее - Окружная избирательная комиссия) возложены на Территориальную избирательную комиссию Кежемского района Красноярского края.
Решением Окружной избирательной комиссии от 11 августа 2021 года N 17/40 Уделько Е.Н, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7 "О жалобе Уделько Е.Н." решение Окружной избирательной комиссии от 11 августа 2021 года N 17/40, по результатам рассмотрения жалобы Уделько Е.Н. на данное решение, отменено, Уделько Е.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Решениями Окружной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 13/28, от 04 августа 2021 года N 14/33 Кумановский В.И. и Нагорнова А.А. зарегистрированы кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Кумановский В.И. и Нагорнова А.А. обратились с административным иском об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7 о регистрации Уделько Е.Н. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Требования административных истцов мотивированы тем, что до момента заседания избирательной комиссии итоговый протокол проверки подписных листов не составлялся, к материалам заседания комиссии не прилагался. В жалобе Уделько Е.Н. на решение Окружной избирательной комиссии и в оспариваемом решении не приведены надлежаще обоснованные факты нарушений оценки подписей и организации их проверки, также не приведены основания, ставящие под сомнение достоверность выводов эксперта-почерковеда. В этой связи оснований для повторной проверки подписных листов и их направления на повторную проверку в ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю у Избирательной комиссии Красноярского края отсутствовали. Сведения, содержащиеся в ведомостях проверки подписных листов Избирательной комиссии Красноярского края, являются ошибочными. Избирательная комиссия Красноярского края не известила члена комиссии с правом совещательного голоса Звереву М.Н. о заседании по жалобе Уделько Е.Н, чем нарушила порядок рассмотрения жалобы. Доводы жалобы Уделько Е.Н. о ее не извещении окружной избирательной комиссией о проверке подписных листов, а также другие доводы, являются несостоятельными и не доказанными.
Решением Красноярского краевого суда от 06 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил решение Избирательной комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Уделько Е.Н. полагает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование указывает, что у суда отсутствовали правовые основания для применения подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпункта "з" пункта 4 статьи 27 Уставного закона (в части 5%).
Решением Окружной избирательной комиссии от 19 июня 2021 года N 1/5 определено минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата - 2859, максимальное количество подписей, которое кандидат может представить - 3145.
Избирательной комиссией Красноярского края решением от 10 июня 2021 года N 189/1635-7 установлено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Окружной избирательной комиссией проведена проверка 100% представленных подписей, в количестве 3137, в поддержку выдвижения кандидата, при этом случайная выборка подписей избирателей с помощью генератора случайных чисел, либо путем жребия не производилась, результаты случайной выборки протоколом не оформлялись.
Судом первой инстанции установлено, что фактически общее количество недостоверных и недействительных подписей - 204. Однако суд не учел, что общее количество достоверных подписей (3137-204) составляет 2933, что на 74 подписи больше необходимого количества подписей избирателей (2859) для регистрации кандидата по Кежемскому избирательному округу N 19.
В апелляционном представлении Прокуратура Красноярского края считает, состоявшийся судебный акт незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование указано, что вопреки выводам суда первой инстанции к спорным правоотношениям не могли быть применены положения подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривающие отказа в регистрации кандидата при выявлении 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, поскольку с учетом требований статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и в соответствие с региональным законодательством подлежали проверке все представленные подписи избирателей, а не их часть, отобранная для проверки.
Поскольку судом первой инстанции не установлено наличие недостоверных и недействительных подписей в количестве, снижающем число достоверных подписей ниже необходимого количества подписей избирателей (2859) для регистрации Уделько Е.Н. кандидатом по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19, то оснований для отмены решения Избирательной комиссии Красноярского края о ее регистрации не имелось.
В апелляционной жалобе представители административных истцов, соглашаясь с резолютивной частью решения суда, просят изменить его мотивировочную часть, включив в нее вывод о необоснованности проведения повторной почерковедческой экспертизы и о недействительности проведенной Избирательной комиссией Красноярского края проверки подписных листов в целом.
В обоснование указывают о нарушении порядка рассмотрении жалобы Уделько Е.Н. Так, избирательной комиссией Красноярского края подписные листы были направлены для проведения повторной почерковедческой экспертизы. При этом в тексте спорного решения краевой комиссии основания для повторной почерковедческой экспертизы не приведены и не даны соответствующие пояснения при рассмотрения дела в суде первой инстанции. Не приведены и не мотивированы основания для проведения повторной экспертизы подписей в обжалуемом решении Красноярского краевого суда.
В процессе судебного разбирательства было установлено, что Избирательная комиссия Красноярского края в процессе проведения повторной проверки подписных листов не провела проверку 68 подписей, ранее признанных недействительными, повторно проверив другие 68 подписей, действительность которых вопросов не вызывала. В отношении многих других подписей было выявлено, что их формальная проверка была проведена, но с сокрытием выявленных в процессе проверки признаков недействительности (ложные сведения о действительности устаревшего паспорта, адреса места жительства и т.п.). При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для отмены спорного решения Избирательной комиссии Красноярского края только на основании выявленного факта нарушения порядка и процедуры проверки подписей (без детализации причин недействительности каждой подписи).
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителей административных истцов, представителем заинтересованного лица Уделько Е.Н. - Сибиряковой М.А. представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения административного дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ проверке могут подлежать все представленные подписи избирателей или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Как следует из материалов дела, 02 августа 2021 года Уделько Е.Н, выдвинутая в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19, представила в Окружную избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом, в том числе, 647 подписных листов с подписями избирателей в общем количестве 3137 подписи.
Рабочей группой Окружной избирательной комиссии проведена проверка подписных листов, по результатам которой составлен итоговый протокол от 09 августа 2021 года, согласно которому из 3137 проверенных подписей избирателей (100%) недостоверными признано 172 подписи (на основании заключения старшего эксперта 1 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 08 августа 2021 года N 783); недействительными признано 268 подписей; количество достоверных подписей - 2707; общее количество недостоверных и недействительных подписей указано - 430, что составляет 13, 7% от числа проверенных.
Решением Окружной избирательной комиссии от 11 августа 2021 года N 17/40 Уделько Е.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Не согласившись с указанным решением, Уделько Е.Н. 15 августа 2021 года подала жалобу в Избирательную комиссию Красноярского края.
Рабочей группой Избирательной комиссии Красноярского края проведена проверка подписных листов, по результатам которой составлен итоговый протокол от 19 августа 2021 года, согласно которому из 3137 проверенных подписей избирателей (100%) недостоверными признано 109 подписей (на основании заключения экспертов 1 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю, согласно заключению которых от 18 августа 2021 года N 92); по результатам проверки Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю недействительными признано 25 подписей; по результатам проверки Рабочей группой Избирательной Комиссии Красноярского края недействительными признано 4 подписи: общее количество недостоверных и недействительных подписей составило 138, что составляет 4, 4% от числа проверенных.
21 августа 2021 года Избирательной комиссией Красноярского края принято оспариваемое решение N 217/1878-7, которым решение Окружной избирательной комиссии от 11 августа 2021 года N 17/40 отменено; Уделько Е.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19; на Окружную избирательную комиссию возложена обязанность выдать Уделько Е.Н. удостоверение кандидата в депутаты.
По итогам судебного разбирательства, с учетом признания Избирательной комиссией Красноярского края недостоверными и недействительными 138 подписей избирателей, признания Окружной избирательной комиссией недействительными 60 подписей, в отношении которых Избирательной комиссией Красноярского края повторная проверка не проведена и выявленные нарушения не опровергнуты, а также 6 подписей обоснованно признанных недействительными Окружной избирательной комиссией, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общее количество недостоверных и недействительных подписей составило 204, что соответствует 6, 5% от общего числа проверенных подписей избирателей (3137).
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
На основании подпункта "з" пункта 4 статьи 27 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Признавая незаконным и отменяя решение Избирательной Комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7 "О жалобе Уделько Е.Н." на основании вышеприведенных норм федерального и регионального законов, суд первой инстанции исходил из того, что количество выявленных недостоверных и недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Уделько Е.Н, составило 6, 5 процента от общего количества проверенных подписей избирателей.
Между тем, решением Окружной избирательной комиссии N 19 от 19 июня 2021 года N 1/9 определено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19, составляет 2859 подписей, максимальное количество подписей, которые могут быть представлены кандидатом для регистрации, определено - 3145 подписей.
Пунктом 1 решения Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года N 189/1635-7 "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, подлежащих проверке в соответствующих избирательных комиссиях на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва" определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, то есть 100 процентов.
Следовательно, предусмотренный на территории Красноярского края при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва порядок проверки подписей избирателей, не предусматривает процедуры отбора подлежащих проверке подписей избирателей, что в свою очередь исключает возможность применения избирательными комиссиями при проверке представленных кандидатом подписей избирателей положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в качестве основания к отказу в регистрации кандидата.
Окружной избирательной комиссией и Избирательной комиссией Красноярского края была проведена проверка 100 процентов представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения Уделько Е.Н, случайная выборка подписей избирателей с помощью генератора случайных чисел, либо путем жребия не производилась, результаты случайной выборки протоколом не оформлялись.
Таким образом, в данном случае позиция суда первой инстанции о наличии обязательного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления более 5% недостоверных подписей, является ошибочной.
Основанием для отказа Уделько Е.Н. в регистрации кандидатом могло быть только недостаточное количество достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Вместе с тем, исходя из определенного Окружной избирательной комиссией количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимого для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19 (2859 подписей) и количества установленного судом первой инстанции недействительных подписей (204 подписей), Уделько Е.Н. представлено необходимое для регистрации кандидатом количество достоверных подписей - 2933 подписи (3137 - 204).
Таким образом, поскольку количество достоверных подписей превышает количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены решения Избирательной комиссии Красноярского края о регистрации Уделько Е.Н. в качестве кандидата.
В этой связи решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Что касается доводов апелляционной жалобы представителей административных истцов относительно включения в мотивировочную часть обжалуемого решения суда первой инстанции выводов о необоснованности проведения повторной почерковедческой экспертизы и о недействительности проведенной Избирательной комиссией Красноярского края проверки подписных листов в целом, то суд апелляционной инстанции находит их как не основанными на законе и не подтвержденными материалами административного дела, а поэтому полагает необходимым в удовлетворении этой жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заинтересованного лица Уделько Е.Н, апелляционное представление Прокуратуры Красноярского края удовлетворить.
Решение Красноярского краевого суда от 06 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кумановского В.И, Нагорновой А.А. об оспаривании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 21 августа 2021 года N 217/1878-7 "О жалобе Уделько Е.Н.", отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы представителя административного истца Кумановского В.И. - Рассказова А.А, представителя административного истца Нагорновой А.А. - Зверевой М.Н, отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.