Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н.
при секретаре Крикуновой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-38/2021 по административному исковому заявлению Оюна Ч.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
с апелляционной жалобой Министерства финансов Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Оюн Ч.А. обратился в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 600 000 рублей.
В обоснование административных исковых требований указал, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ему на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла с общей площадью не менее 12, 5 кв. м, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. 1 сентября 2018 года решение суда вступило в законную силу. 25 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов города Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени указанный судебный акт не исполнен. В этой связи административный истец полагал, что общая продолжительность исполнения решения суда, составляющая 3 года, превышает разумный срок, нарушает его права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года административный иск удовлетворен частично, Оюн Ч.А. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей, а также в его пользу взысканы 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Исполнение решения суда возложено на Министерство финансов Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Тыва просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в региональном бюджете не предусмотрены денежные средства для выплаты компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Полагает, что судебные приставы-исполнители бездействуют, меры, предусмотренные законом, предпринимаются не в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела N 3а-38/2021, гражданского дела N 2-3437/2018, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции установлено, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года, вступившим в законную силу 1 сентября 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Оюн Ч.А. на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла с общей площадью не менее 12, 5 кв. м, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.
На основании исполнительного листа серии N постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов города Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от 25 сентября 2018 года возбуждено исполнительное производство N в отношении названного выше должника, поскольку судебное решение не было исполнено в добровольном порядке.
Указом Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года N 250 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 22 ноября 2016 года N 204" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва с передачей функций ликвидируемого органа исполнительной власти.
На момент обращения Оюн Ч.А. в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением исполнительное производство не было окончено.
В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последний имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что исполнительный лист в службу судебных приставов был предъявлен административным истцом по настоящему делу 17 сентября 2018 года, однако во исполнение судебного решения договор специализированного найма жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, со дня предъявления исполнительного документа к исполнению до дня поступления административного иска в суд о взыскании компенсации в Кызылский городской суд Республики Тыва (29 марта 2021 года), продолжительность исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва составила 2 года 6 месяцев 12 дней; общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу - 2 года 6 месяцев 28 дней.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закон о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Оюн Ч.А.
Из материалов гражданского дела N 2-3437/2017 следует, что и со стороны суда не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения его решения. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит описок и неясностей. Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 февраля 2020 года по заявлению судебного пристава-исполнителя произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва по решению Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Оюн Ч.А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал на бездействие службы судебных приставов, что, по его мнению, привело к неисполнению решения суда, а, следовательно, и нарушению прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции находит данное утверждение несостоятельным, поскольку, обращаясь с административным исковым заявлением в суд, Оюн Ч.А. ссылался на нарушение разумного срока исполнения судебного акта Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва и Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, не оспаривая законность действий службы судебных приставов.
Кроме того, из материалов исполнительного производства N следует, что судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва предпринимались необходимые исполнительные действия и применялись меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа. В частности, постановлением от 29 октября 2018 года с должника взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок исполнения, 5 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; систематически у должников запрашивалась информация о принятых мерах по исполнению судебного акта, выносились требования об исполнении решения суда, совершались иные исполнительские действия и устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа. Сведений об оспаривании взыскателем каких-либо актов судебного пристава-исполнителя не имеется.
В то же время при рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, исходя из имеющихся в материалах дела документов, степени сложности исполнительного производства, предмета исполнения решения суда, отсутствия объективных причин задержки исполнения судебного акта, и обосновано сделан вывод о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, закрепленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
При этом судебная коллегия отмечает, что, согласно представленным материалам, объективные и неустранимые причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, а административный истец за данную задержку исполнения решения ответственности не несет. Каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный им срок и не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в государственном жилищном фонде Республики Тыва, денежных средств на указанные цели, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений. В связи с чем, утверждение административного ответчика об отсутствии в республиканском бюджете денежных средств на выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, правового значения по настоящему делу не имеет.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, продолжительность исполнения указанного выше решения, комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, основание для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, принципы разумности и справедливости, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований, обоснованно определив размер компенсации равной 60 000 рублей.
Исходя из положений статьей 103 и 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает верным вывод суда о праве административного истца на возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию Министерства финансов Республики Тыва с решением суда, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Тыва - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Верховный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.