Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Довженко М.А., при помощнике судьи Рассказовой А.Л., с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Кондратюк В.А., обвиняемого Абдулаева И.О., защитника - адвоката Охотина Д.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы адвоката Охотина Д.Н. и обвиняемого Абдулаева И.О. на постановление Хамовнического районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года, которым в отношении
Абдулаева И. О, ***ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 14 суток, а всего до 7-ми месяцев 05 суток, то есть до 02 сентября 2021 года.
Проверив представленные материалы, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав мнения участников процесса, суд
УСТАНОВИЛ:
19 января 2021 года СО ОМВД России по району Хамовники г. Москвы возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч.3 ст. 163 УК РФ.
27 января 2021 года Абдулаев И.О. задержан по подозрению в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ.
Постановлением Хамовнического районного суда г. Москвы от 29 января 2021 года в отношении подозреваемого Абдулаева И.О. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 1 месяц 20 суток, то есть до 19 марта 2021 года, срок действия которой впоследствии был неоднократно продлен до 19 августа 2021 года.
26 мая 2021 года Абдулаеву И.О. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ.
Срок предварительного следствия по уголовному делу продлевался в установленном законом порядке, в том числе 06 июля 2021 года руководителем следственного органа - врио заместителем начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве до 7 месяцев 00 суток, то есть до 19 августа 2021 года.
16 августа 2021 года постановлением Хамовнического районного суда г. Москвы по ходатайству Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы срок содержания под стражей обвиняемого Абдулаева И.О. продлен на 14 суток, а всего до 7 месяцев 05 суток, то есть до 02 сентября 2021 года.
В апелляционной жалобе адвокат Охотин Д.Н. выражает несогласие с постановлением суда, считая его незаконным и необоснованным. Ссылаясь на положения уголовно-процессуального закона, Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41 от 19.12.2013 года, Конституцию РФ, считает, что законных оснований для продления Абдулаеву И.О. срока содержания под стражей не имеется. Отмечает, что рассмотрение ходатайства Хамовнического районного прокурора г. Москвы проходило в отсутствие Абдулаева И.О, о чем в судебном заседании возражал адвокат. Суд нарушил право Абдулаева И.О. на защиту, не предоставил ему возможности участия в судебном заседании лично либо по средствам видеоконференц-связи. Считает, что суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение по уголовному делу обстоятельств, свидетельствующих о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей и невозможности применения в отношении него иной меры пресечения. Указывает, что на день рассмотрения ходатайства, обстоятельства, в связи с которыми данная мера пресечения была избрана в отношении Абдулаева И.О, изменились и отпали. Все свидетели по делу и потерпевший допрошены, сбор доказательств завершен, уголовное дело с обвинительным заключением направлено Хамовническому межрайонному прокурору г. Москвы. Отмечает, что суд обязан в каждом случае обсудить возможность применения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, любой категории иной, более мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу. Однако суд первой инстанции не учел и не дал должной оценки, наличию на иждивении у Абдулаева И.О. беременной супруги и малолетнего ребенка 2016 года рождения. С учётом приведенных доводов просит постановление отменить и изменить Абдулаеву И.О. меру пресечения на домашний арест, по месту его фактического проживания: ***
В апелляционной жалобе обвиняемый Абдулаев И.О. также выражает несогласие с постановлением суда, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что вопрос о продлении ему срока содержания под стражей решался без его участия в судебном заседании, на основании медицинской справки, предоставленной из ФКУЗ МСЧ-77/4, что является грубым нарушением в соответствии с нормами УПК РФ. Указывает, что его состояние здоровья позволяло ему участвовать в судебном заседании, за медицинской помощью он не обращался. Просит постановление отменить и избрать ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.
В судебном заседании апелляционной инстанции обвиняемый Абдулаев И.О. и его защитник - адвокат Охотин Д.Н. поддержали доводы апелляционных жалоб и просили удовлетворить их по существу.
Прокурор Кондратюк В.А. просила
постановление оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Проверив представленные материалы, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления и вынесения нового судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таким признается судебный акт, который соответствует требования уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Согласно ч. 8.3 ст. 109 УПК РФ, в случае, предусмотренном ч. 2.1 ст. 221 УПК РФ, по ходатайству прокурора, возбужденному судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока содержания под стражей, срок содержания под стражей обвиняемого может быть продлен до 30 суток.
Основанием для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие согласно части 13 статьи 109 УПК РФ является факт нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе, либо иные обстоятельства, исключающие возможность его доставления в суд. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документально.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований уголовно-процессуального законодательства суд провел судебное заседание без участия обвиняемого Абдулаева И.О, тем самым лишив его права на участие в судебном заседании при рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей, а также лишив его возможности высказать мнение по заявленному ходатайству.
Из протокола судебного заседания следует, что судом ставился на обсуждение участников процесса о возможности рассмотрения ходатайства прокурора в отсутствие Абдулаева И.О, доставка в суд которого была невозможна, в связи с введением карантина на территории следственного изолятора. Принимая решение о рассмотрении ходатайства в отсутствие обвиняемого, суд сослался на положения ч. 13 ст. 109 УПК РФ. При этом суд не обсуждал вопрос об обеспечении участия обвиняемого по средствам видеоконференцсвязи, не учел наличие такой возможности, о чем прямо было указано в справке ФКЗУ МСЧ-77 ФСИН России. (л.д. 90) Данных о невозможности участия Абдулаева И.О. в судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи в материале не содержится.
Таким образом, судом допущены нарушения уголовно-процессуального закона, которые привели к существенному нарушению прав обвиняемого и повлекли вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает возможным в соответствии со ст. 389.23 УПК РФ устранить допущенные судом первой инстанции нарушения путем вынесения нового судебного решения.
Находя ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей подлежащим удовлетворению, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно ст.109 УПК РФ, в случае невозможности закончить предварительное расследование в установленный срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев.
В соответствии с ч. 8.3 ст. 109 УПК РФ в случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 221 УПК РФ, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок указанных мер пресечения может быть продлен до 30 суток.
В силу ч. 2.1 ст. 221 УПК РФ, установив, что срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном ст. 221 УПК РФ, либо для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ, прокурор при наличии к тому оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения.
Эти и другие требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок продления срока содержания под стражей Абдулаева И.О. по настоящему делу не нарушены. Возбуждая перед судом ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого Абдулаева И.О. под стражей, прокурор действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
При решении вопроса о продлении срока содержания обвиняемого Абдулаева И.О. под стражей, суд учитывает необходимость выполнения по делу указанных в ходатайстве прокурора действий, связанных с направлением дела в суд. При этом суд не усматривает признаков процессуальной волокиты по делу, и приходит к выводу, что о наличии особой сложности дела свидетельствует объем проведенных следственных действий.
Вопреки доводам стороны защиты, с учетом мнения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имеются достаточные данные, указывающие на сохранение предусмотренных ст. 97 УПК РФ оснований для дальнейшего содержания Абдулаева И.О. под стражей. Оценивая представленные сторонами в условиях состязательного процесса материалы и сведения, характеризующие личность обвиняемого, в совокупности с обстоятельствами предъявленного Абдулаеву И.О. обвинения, суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные основания полагать, что, находясь на свободе, обвиняемый, который обладает анкетными данными участников по уголовному делу, может скрыться от органов следствия, или иным образом воспрепятствовать производству по делу. Обвинение Абдулаеву И.О. предъявлено за совершение преступления, наказание за которое предусмотрено свыше 3-х лет лишения свободы.
Не усматривая оснований для изменения меры пресечения Абдулаеву И.О, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения ст. 97, 99, 109 УПК РФ, приходит к выводу о необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей.
В суд представлено отвечающее требованиям закона ходатайство прокурора о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, а также необходимые материалы, подтверждающие изложенные в ходатайстве доводы. Испрашиваемый срок последующего содержания обвиняемого под стражей является разумным.
Оснований не согласиться с ними у суда не имеется. Мера пресечения в отношении Абдулаева И.О. в виде заключения под стражу была избрана с соблюдением требований ст. ст. 97 - 99 и 108 УПК РФ, с учетом, как обстоятельств и тяжести обвинения, так и данных о личности обвиняемого. Его задержание проведено при наличии оснований и с соблюдением порядка задержания, предусмотренных ст. ст. 91, 92 УПК РФ. При избрании меры пресечения судом проверен вопрос о достаточности данных об имевшем место событии преступления, а также об обоснованности подозрения в причастности Абдулаева И.О. к этому преступлению. При этом проверяя обоснованность выдвинутого против Абдулаева И.О. обвинения в совершении преступления, суд не входит в оценку доказательств, имеющихся в представленном материале, поскольку на данной стадии судопроизводства не вправе входить в обсуждение вопросов о доказанности либо недоказанности вины лица в инкриминируемом ему деянии.
Указанные обвиняемым и его защитником доводы, а также установленные данные о личности обвиняемого, в совокупности с тяжестью предъявленного ему обвинения в совершении особо тяжкого преступления, не свидетельствуют об отсутствии оснований для продления Абдулаеву И.О. срока содержания под стражей и о возможности изменения ему меры пресечения на более мягкую.
Объективных данных, свидетельствующих о невозможности Абдулаева И.О. содержаться под стражей в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья, в представленных материалах не имеется.
Медицинское заключение о наличии противопоказаний, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 года N3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", исключающих возможность дальнейшего содержания обвиняемого под стражей, в материалах отсутствует и суду не представлено.
С учетом изложенного, обстоятельства, исходя из которых в отношении Абдулаева И.О. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, к данному моменту существенно не изменились и сохраняют свое значение, его процессуальный статус по делу, равно как и квалификация предъявленного обвинения не изменились, вследствие чего, оснований для отмены или изменения ему меры пресечения на более мягкую суд апелляционной инстанции не усматривает.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым удовлетворить ходатайство прокурора и продлить срок содержания Абдулаева И.О. под стражей на испрашиваемый прокурором срок. При этом, апелляционные жалобы обвиняемого и его адвоката подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Хамовнического районного суда г. Москвы от 16 августа 2021 года в отношении Абдулаева И. О. отменить и принять по делу новое решение.
Ходатайство Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы удовлетворить. Продлить срок содержания под стражей обвиняемого Абдулаева И. О. на 14 суток, а всего - до 7 месяцев 05 суток, то есть до 2 сентября 2021 года.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.