Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Фио на решение Люблинского районного суда города Москвы от 19 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фио к Управлению социальной защиты *** г. Москвы об установлении факта постоянного проживания, признании решения незаконным - отказать;
установила:
***. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты *** г. Москвы, в котором просила установить факт постоянного проживания по адресу: адрес в период с 10 июня 1962 по декабрь 1968 года; признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения района *** Юго-Восточного административного округа города Москвы от 08.05.2019 N *** и возложить на ответчика обязанность установить истцу региональную социальную доплату к пенсии с момента обращения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 10.06.2017 является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет сумма С 16.01.2014 она зарегистрирована и проживает по адресу: адрес. Ранее, с момента рождения и до декабря 1968 года проживала по адресу: адрес. В связи с тем, что в совокупности периоды проживания в г. Москве составили более 10 лет, 26.03.2019 она обратилась к ответчику для установления региональной социальной доплаты к пенсии. Решением отдела социальной защиты населения района *** Юго-Восточного административного округа города Москвы от 08.05.2019 в назначении региональной социальной доплаты к пенсии ей отказано в связи с отсутствием права на ее получение по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Москве более 10 лет. С данным решением истец не согласна, полагает, что факт ее постоянного проживания вместе с родителями с рождения и до декабря 1968 года по адресу: адрес, с учетом которого образуется необходимая продолжительность проживания, подтверждается имеющимися доказательствами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец ***, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав истца ***, представителя истца по заявлению фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности фио, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии и утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок).
Право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (далее по тексту - региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
Из пункта 5(1) Порядка следует, что для неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве, размер региональной социальной доплаты к пенсии определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера.
Для получения региональной социальной доплаты к пенсии в указанном размере (до городского социального стандарта), Правительством Москвы пунктами 5(1).1, 5(1).2 Порядка определен ряд условий, одним из которых является регистрация пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории.
При этом пункт 7 Порядка гарантирует неработающим пенсионерам, не имеющим право на региональную социальную доплату до городского социального стандарта, назначение региональной социальной доплаты, в случае если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на соответствующий год.
Из содержания приведенных норм следует, что для перечисленных в пункте 5(1) Порядка неработающих пенсионеров региональная социальная доплата определена в большем размере, нежели установлено федеральным законодательством, и эта доплата определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктом 9 Порядка. Для пенсионеров, указанных в пункте 7 Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на текущий год, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с пунктами 9 - 11 Порядка.
Статья 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, в пределах Российской Федерации" определяют, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает, при этом законодательное закрепление проживания лиц по определенному месту (по месту жительства) выражается в регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а регистрационный учет необходим для наиболее полной реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
С учетом вышеизложенного, регистрация по месту жительства или месту пребывания неработающего пенсионера, получающего пенсию в городе Москве, является обстоятельством, влияющим на размер региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку регистрация пенсионера по месту жительства в городе Москве влечет выплату региональной доплаты к пенсии в повышенном размере по нормам действующего федерального законодательства.
Судом установлено, что ***. паспортные данные, зарегистрирована по месту жительства в городе Москве с 16.01.2014.
С 10.06.2017 Фио. выплачивается пенсия, в настоящее время размер ее пенсии составляет сумма
27.06.2017 ***. обратилась за назначением региональной социальной доплаты к пенсии в Центр предоставления государственных услуг "Мои документы" района ***й г. Москвы.
На дату обращения истец была зарегистрирована по месту жительства в г. Москве менее 10 лет, региональная социальная доплата к пенсии с 01.07.2017 была определена как разница величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве (с 01.01.2017 - сумма) и размера пенсии на 01.07.2017 (сумма) и составила сумма
С 01.01.2019 размер региональной социальной доплаты к пенсии Фио. был увеличен в связи с увеличением прожиточного минимума пенсионера в г. Москве и составляет разницу между величиной прожиточного минимума пенсионера в г. Москве (с 01.01.2019 - сумма) и размером пенсии на 01.01.2019 - 8934руб.02 коп.) - сумма
29.04.2019 ***. обратилась в ОСЗН района ***й г. Москвы с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта.
Документы, подтверждающие проживание в городе Москве более 10 лет, Фио. в Отдел предоставлены не были.
Решением ОСЗН района ***й г. Москвы от 08.05.2019 N 000900353198 Фио. было отказано в предоставлении государственной функции - назначении региональной социальной доплаты к пенсии по тем основаниям, что отсутствуют сведения о регистрации заявителя 10 лет в городе Москве.
Давая оценку представленным истцом в подтверждение факта проживания в г. Москве в период с 10 июня 1962 года по декабрь 1968 г. доказательствам, а именно: свидетельству о рождении Фио, в котором указано место рождения - г. Москва, выписке из домовой книги по адресу: адрес, в которой указан адрес, с которого прибыла ***. вместе с родителями: адрес, справке Nб/н ГБУ "МФЦ города Москвы" от 28.06.2018, из которой следует, что выдать архивную справку по адресу: адрес не представляется возможным, поскольку данные не сохранились, суд верно исходил из того, что указанные документы достоверно факт проживания истца в указанный период времени в городе Москве не подтверждают.
В целях проверки доводов истца судом был направлен запрос в ОМВД России по Красносельскому району города Москвы, согласно ответу которого установить адрес регистрации или проживания Фио, фио и фио не представляется возможным.
В соответствии со сведениями Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве ЦАССР, фио и фио (родители истца) были зарегистрированы с 23.03.1995 по адресу: адрес, истец ***. с 16.01.2014 зарегистрирована по месту жительства в адрес.
Оценив доводы заявителя, представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что факт постоянного проживания истца вместе с родителями в г. Москве с 10 июня 1962 года по декабрь 1968 г. установлен не был, добытыми доказательствами не подтверждается.
При таких данных, разрешая исковые требования об установлении факта постоянного проживания по адресу: адрес в период с 10.06.1962 по декабрь 1968 года в целях признания права на назначение региональной социальной доплаты к пенсии до величины городского социального стандарта, признании решения ответчика незаконным, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Фио, поскольку условий для назначения истцу региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам у ответчика не имелось, основания полагать, что истец имеет место жительства в городе Москве не менее 10 лет отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом дана ненадлежащая оценка представленных по делу доказательств направлены исключительно на переоценку доказательств, исследованных судом, оценка которых дана судом в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, при этом в силу данной нормы суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований не согласиться с проведенной судом первой инстанции оценкой исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу, указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 19 августа 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.