Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Ермолаева В.В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области от 26 января 2018 года N 1766891/17 об отказе в установлении пенсии Ермолаеву Егору Вячеславовичу незаконным в части.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области включить в подсчет страхового стажа Ермолаева Егора Вячеславовича курсы повышения квалификации: с 11.03.1996г. по 23.03.1996 г, с 03.03.1997 г. по 14.03.1997 г, с 08.10.2001 г. по 23.11.2001 г, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Ермолаев Е.В. обратился в суд к ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с иском о признании незаконным решения N 1766891/17 от 26 января 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 апреля 2004 года по 31 июля 2011 года, с 02 мая 2012 года по 08 августа 2017 года, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 11 марта 1996 года по 23 марта 1996 года, с 03 марта 1997 года по 14 марта 1997 года, с 08 октября 2001 года по 23 ноября 2001 года, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09 августа 2017 года.
В обоснование заявленных требований Ермолаев Е.В. ссылался на то, что 09 августа 2017 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", однако решением 1766891/17 от 26 января 2018 года в удовлетворении данной просьбы ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа, что является незаконным и нарушает его права.
В судебное заседание представитель истца явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Ермолаев Е.В. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии Ермолаев Е.В. и представитель ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались судом надлежащим образом, о чем свидетельствуют Отчеты об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами Почты России, доказательства уважительности неявки не представили.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Ермолаева Е.В. адвоката Ярцева В.Б, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются также в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина адрес от 06.09.1991 г. N 464, а с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют, в числе прочих, средний медицинский персонал, в том числе: старший фельдшер, медицинская сестра; медицинская сестра участковая; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); операционная медицинская сестра; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра-анестезист; медицинская сестра врача общей практики; патронажная медицинская сестра; медицинская сестра кабинета; медицинская сестра стерилизационной; старшая медицинская сестра; старшая операционная медицинская сестра, осуществляющие свою деятельность в больницах всех наименований, медико-санитарной части, поликлиниках всех наименований, домов сестринского ухода.
Ранее действовавшим Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановлением Совета Министров адрес от 06.09.1991 г. N 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, также было предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: медицинские сестры - все независимо от наименования должности, осуществляющие свою трудовую деятельность в больничных учреждениях всех типов и наименований, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Судом установлено, что 09 августа 2017 года Ермолаев Е.В, паспортные данные, обратился ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 1766891/17 от 26 января 2018 года Ермолаеву Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
Пенсионным органом в специальный страховой стаж Ермолаева Е.В. были засчитаны периоды работы общей продолжительностью 17 лет 05 месяцев 06 дней.
При этом пенсионным органом из подсчета специального стажа истца были исключены периоды работы в структурном подразделении "Клиника" ГБУЗ "Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы" в должности старшего фельдшера оперативного отдела медико-информационного обеспечения с выездными бригадами (экстренной) медицинской помощи с 01 апреля 2004 года по 31 июля 2011 года, с 02 мая 2012 года по 08 августа 2017 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 марта 1996 года по 23 марта 1996 года, с 03 марта 1997 года по 14 марта 1997 года, с 08 октября 2001 года по 23 ноября 2001 года.
Из представленного в материалы дела акта документальной проверки ГУ - ГУ ПФР N 10 от 21 августа 2017 года N 1191/3 усматривается, что в соответствии с должностной инструкцией старший фельдшер осуществляет организационно-методическое руководство работой среднего и младшего персонала, водителей отдела, составляет графики персонала и т.д.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Ермолаеву Е.В. в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в структурном подразделении "Клиника" ГБУЗ "Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы" в должности старшего фельдшера оперативного отдела медико-информационного обеспечения с выездными бригадами (экстренной) медицинской помощи с 01 апреля 2004 года по 31 июля 2011 года, с 02 мая 2012 года по 08 августа 2017 года, поскольку в спорные периоды времени истец занимал должность, не связанную с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в связи с чем указанные периоды работы не могут быть включены в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом суд учел, что периоды работы Ермолаева Е.В. в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады на 0, 5 ставки также не подлежат включению в специальный страховой стаж, поскольку в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, подлежат включению периоды с 01.11.1999г, выполняемые в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Удовлетворяя исковые требования Ермолаева Е.В. об обязании ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 11 марта 1996 года по 23 марта 1996 года, с 03 марта 1997 года по 14 марта 1997 года, с 08 октября 2001 года по 23 ноября 2001 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в процессе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что в указанные периоды истец направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы.
Поскольку у Ермолаева Е.В. не образуется требуемый страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 09 августа 2017 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ермолаева В.В, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.