Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Пильгановой В.М, Жолудовой Т.В.
при секретаре Джемгирове М.Э.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Кадырова М.М. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кадырова М.М. к Правительству г. Москвы о признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Кадыров М.М. обратился в суд к Правительству Москвы с иском, уточнив который, просил признать действия по блокировке социальной карты незаконными, взыскать убытки в размере сумма и компенсацию морального вреда в сумме сумма
В обоснование заявленных требований Кадыров М.М. ссылался на то, что является ветераном боевых действий, в связи с чем ему предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте и городском пассажирском транспорте, однако 12 мая 2020 года его социальная карта была необоснованно заблокирована, в связи с чем он был лишен права на бесплатный проезд и потерпел убытки в виде расходов на его оплату.
В судебное заседание истец явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представители Правительства Москвы и третьего лица - Департамента информационных технологий города Москвы по доверенности фио и фио, и представитель третьего лица - Департамента здравоохранения города Москвы по доверенности фио в суд явились, требования истца не признали.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Кадыров М.М. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель Департамента здравоохранения города Москвы не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента здравоохранения города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав Кадырова М.М, представителей Правительства города Москвы по доверенности фио и фио, представителя Департамента информационных технологий города Москвы по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Специальным законом, устанавливающим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 3 статьи 6.1 этого Закона).
Установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 названного Закона).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона города Москвы N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.6 постановления Правительства г. Москвы "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москвы" Департамент информационных технологий города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в сфере выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт.
На основании Указа N 12-УМ от 05 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности", помимо прочего, введен режим самоизоляции гражданам в возрасте старше 65 лет, а также лиц с хроническими заболеваниями бронхо-легочной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, онкологическими и другими заболеваниями согласно приложению к Указу N 12-УМ. В целях снижения риска распространения коронавирусной инфекции с 26 марта 2020 года на основании Указа N 12-УМ приостановлено действие транспортного приложения социальных карт граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции, в том числе граждан, имеющих хронические заболевания.
В соответствии с пунктом 7.3 Указа N 12-УМ (в редакции от 26.03.2020) на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы совместно с Департаментом информационных технологий г. Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы и Департаментом образования и науки г. Москвы возложены обязанности по обеспечению приостановления возможности использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти г. Москвы, в том числе для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему указу.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Судом установлено, что Кадыров М.М. является ветераном боевых действий и имеет соответствующее удостоверение серии БК N 0677209, в связи с чем ему на основании пункта 3 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предоставлено право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Также суд установил, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 2 статьи 3 Закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы" Кадыров М.М. является получателем государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и за ним сохраняется право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
По данным Единого реестра социальных льготников, в котором содержится персональная и учетная информация о получателях социальных льгот - держателях социальной карты, на имя Кадырова М.М. выпущена и выдана социальная карта серия 21090077 N 9643907776087100290, сроком действия до сентября 2021 года.
12 мая 2020 года Кадыров М.М. посредством электронного сервиса обратился с просьбой к мэру г. Москвы об установлении причины блокировки социальной карты.
18 мая 2020 года указанное обращение истца было направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент информационных технологий города Москвы и Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно ответу Департамента информационных технологий города Москвы от 24 сентября 2020 года Кадырову М.М. разъяснено, что на основании пункта 10.3 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" с 26 марта 2020 года было приостановлено использование для бесплатного проезда транспортного приложения СК, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций) для граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 10.1 Указа Мэра Москвы N 12-УМ.
Таким образом, в целях исполнения Указа Мэра Москвы N 12-УМ транспортное приложение СК на имя Кадырова М.М. было временно заблокировано. Блокировка и разблокировка социальных карт граждан, имеющих заболевания, перечисленные в приложении 5 к Указу N 12-УМ, обеспечивались Департаментом информационных технологий города Москвы в соответствии с информацией, предоставляемой Департаментом здравоохранения города Москвы.
В соответствии с Указом Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" с 09 июня 2020 года сняты ограничения для граждан, в том числе граждан в возрасте старше 65 лет, граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 5 к Указу Мэра Москвы N 12-УМ, на покидание мест проживания (пребывания) в любых целях, включая прогулки и занятия физической культурой и спортом, при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, установленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Указом Мэра Москвы N 12-УМ и иными правовыми актами, в связи с чем была возобновлена возможность осуществления бесплатного проезда на транспорте общего пользования.
В обоснование заявленного иска Кадыров М.М. ссылался на то, что 12 мая 2020 года при попытке проезда на пригородном железнодорожном транспорте и в городском пассажирском транспорте г. Москвы ему стало известно о том, что его социальная карта заблокирована, также социальная карта была повторно заблокирована в период с 09 октября по 15 ноября 2020 года, в связи с чем он был вынужден нести расходы по оплате стоимости проезда до места работы и обратно в размере сумма Также истец указал, что является генеральным директором ООО УК "Меркури Эссет Менеджмент", деятельность которого не приостанавливалась в период повышенной готовности.
В подтверждение приведенных доводов истец представил в материалы дела приказы ООО УК "Меркури Эссет Менеджмент" о том, что генеральный директор не относится к числу лиц, подлежащих переводу на дистанционный режим работы.
Кроме того суд установил, что согласно сведениям, предоставленным Департаментом здравоохранения города Москвы, причиной приостановления действия транспортного приложения социальной карты Кадырова М.М. является наличие у него хронического заболевания, являющегося основанием для соблюдения самоизоляции, - бронхиальной астмы, которая включена в перечень заболеваний, требующих соблюдения самоизоляции (приложение к Указу N 12-УМ).
Факт наличия указанного заболевания истцом в процессе судебного разбирательства не оспаривался.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Кадырову М.М. в удовлетворении исковых требований, поскольку временная блокировка социальной карты истца была произведена во исполнение пункта 10.3 Указа мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с наличием у истца хронического заболевания -бронхиальной астмы, указанного в приложении к Указу и являющегося основанием для обязательного соблюдения режима самоизоляции. При этом суд учел, что Правительство Москвы не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку в соответствии с пунктом 7.3 Указа мэра Москвы N 12-УМ от 26 марта 2020 года обязанность по обеспечению приостановления возможности использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти г. Москвы, в том числе для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, возложена на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Департамент информационных технологий г. Москвы, Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы и Департамент образования и науки г. Москвы.
Ссылку истца на то, что ООО "УК "Меркури Эссет Менеджмет" является непрерывно действующей организацией, в связи с чем он, как генеральный директор, обязан был находиться на рабочем месте в период повышенной готовности, суд первой инстанции верно отклонил, указав на то, что истец в указанный период не был лишен права на выполнение своих трудовых функций посредством дистанционной работы.
Отказывая Кадырову М.М. в удовлетворении исковых требований о взыскании с Правительства Москвы убытков в виде расходов по оплате проезда в пригородном железнодорожном и городском пассажирском транспорте, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильно исходил из того, что в процессе судебного разбирательства не был установлен факт совершения ответчиком противоправных действий, в связи с чем на него не может быть возложена гражданско-правовая ответственность в данной части.
Учитывая, что в ходе слушания дела не нашел подтверждение факт причинения истцу физических и нравственных страданий, суд первой инстанции обоснованно отказал Кадырову М.М. в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, неверное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кадырова М.М, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.