Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Сурниной М.В, Полковникова С.В.
при помощнике судьи Чернышевой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе с учетом дополнений ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 08 октября 2020 года, которым постановлено: исковые требования Приморского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "РЖД" об обязании привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности - удовлетворить.
Обязать ОАО "РЖД" в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу для защиты объекта транспортной инфраструктуры - металлический мост через реку Раздольная на 3 км перегона Оленевод-Барановский Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" откатов незаконного вмешательства привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитовать в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с ч.9 ст.12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденным приказом Минтранса России от 01.04.2015 года N145.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
УСТАНОВИЛА:
Истец Приморский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО "РЖД" об обязании привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, указывая в обоснование заявленных требований на то, что в ходе анализа состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности, проведенного Приморской транспортной прокуратурой, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в указанной сфере со стороны ОАО "РЖД", в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". Ссылаясь на то, что охрану и защиту вышеуказанного ОТИ от противоправных посягательств на основании договора от 30 декабря 2019 года N3759987 осуществляет ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", не аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности, а так же на то, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта создает угрозу охраняемым государственным интересам в области обеспечения безопасности населения страны, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ОАО "РЖД" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для защиты объекта транспортной инфраструктуры металлический моста через реку Раздольная на 3 км перегона Оленевод-Барановский Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от актов незаконного вмешательства привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с ч.9 ст.12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним утвержденных приказом Минтранса России от 01.04.2015 N145.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчика ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом, в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, сторона ответчика отразила правовую позицию, касаемо исковых требований, указав, что для разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, необходимо проверить его на соответствие новым Требованиям, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ. Проверка этого соответствия входит в компетенцию Минтранса Российской Федерации в силу ч.1 ст.9 Федерального закона "О транспортной безопасности" и Административного регламента, утвержденного приказом Минтранса России от 06.03.2013 N 4, требует специальных познаний в области транспортной безопасности; истец доказательств, что ранее проведенная оценка уязвимости соответствует вновь утвержденным Требованиям в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представил.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит ответчика ОАО "РЖД" по доводам апелляционной жалобы с учетом дополнений, ссылаясь на не правильное применение норм материального права, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности фио, представителя истца Приморской транспортной прокуратуры по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Положениями ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ст.2 Федерального закона "О транспортной безопасности").
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Как установлено ст.8 Федерального закона "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона "О транспортной безопасности", для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые вступили в законную силу с 01 июля 2017 года.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона "О транспортной безопасности" и п.4 Требований, указанные нормативно-правовые акты являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее - ОТИ и ТС).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов гражданского дела, что в ходе анализа состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности, проведенного Приморской транспортной прокуратурой, выявлено, что в собственности ОАО "РЖД" имеется объект транспортной инфраструктуры - металлический мост через реку Раздольная на 3 км перегона Оленевод-Барановский Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", который внесен 30 мая 2011 года в реестр категорированный объектов с установлением объекту транспортной инфраструктуры 2 категории, оценка уязвимости утверждена 10 мая 2012 года, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 16 октября 2015 года.
Также установлено, что охрану и защиту вышеуказанного ОТИ от противоправных посягательств на основании договора от 30 декабря 2019 года N3759987, осуществляет ФНП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", не аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности.
В нарушение п.7.1 ст.1, ч.9 ст.12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145, защита вышеуказанного ОТИ от актов незаконного вмешательства аккредитованными подразделениями транспортной безопасности не осуществляется, аккредитованное подразделение не привлечено, собственное не создано.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи с нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что согласно пп.9 и пп.5 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Данная обязанность должна быть исполнена субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ). Исполнение данной обязанности не может рассматриваться исключительно как мероприятие в рамках реализации плана обеспечения транспортной безопасности. Обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры указана также в пп.7 п.5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 495.
Таким образом, обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной выделена из общего круга обязанностей по реализации плана, каждое из мероприятий по выполнению требований транспортной безопасности является состоятельным, выполнение требования, предусмотренного в пп.3 п.5, не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и его выполнение является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры до утверждения плана транспортной безопасности. Иное толкование закона позволило бы субъектам транспортной инфраструктуры сколь угодно долгое время оставлять объекты транспортной инфраструктуры без специализированной охраны, ссылаясь на отсутствие утвержденных планов транспортной безопасности.
Кроме того, в соответствии со ст.9 Федерального закона "О транспортной безопасности", п.19 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 N 74, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в виде утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (утверждения вносимых изменений в план обеспечения транспортной безопасности) является несоответствие содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в том числе отсутствие положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае его формирования силами ОАО "РЖД", либо положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, в случае его привлечения ОАО "РЖД" для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства.
Вышеназванными нормами предусмотрено, что к моменту составления плана и представления его на утверждение в компетентный орган ответчик обязан обеспечить реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать собственное либо привлечь стороннее на основании договора). После этого состоявшийся факт исполненной обязанности должен быть отражен субъектом транспортной инфраструктуры в разработанном плане обеспечения транспортной безопасности с приложением подтверждающих его выполнение документов.
В силу прямого указания закона, в частности ч.1 ст.8 Федерального закона "О транспортной безопасности", пп.7 п.5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной, инфраструктуры II категории на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В целях поэтапной реализации субъектами транспортной инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры законодателем установлены сроки для своевременного проведения оценки уязвимости, разработки и утверждения организационно-распорядительных документов, предполагающих выполнение иных мероприятий, срок которых отдельно не регламентирован Требованиями, а также представления на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности и последующей его реализации.
С учетом изложенного, на ОАО "РЖД", как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежала обязанность исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на поименованном выше объекте транспортной инфраструктуры в установленные сроки, а доводы ответчика направлены на иное толкование норм материального права.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ, полагает, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 6 месяцев.
Учитывая, что истец в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с ответчика в доход бюджета города Москвы взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст.67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Положениями п.4 ст.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
На основании п.3, п.4 и п.6 ч.2 ст.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
На основании ч.2 ст.5 Федерального закона "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст.9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Положениями ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В соответствии с пп.3 п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) (далее - план) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно пп.5 п.5 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росжелдора в сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
В силу пп.6 п.5 на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
На основании пп.9 п.5 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры такого подразделения, в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности копия положения (устава) привлеченного подразделения и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
В соответствии с п.5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия: утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности.
Приказом Минтранса России от 06.03.2013 N 74 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в соответствии со сроками, установленными Требованиями, создание подразделений транспортной безопасности предусмотрено ранее утверждения самого плана, при этом копии положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договора являются приложениями к плану.
Тем самым действующие нормы права не ставят создание подразделений транспортной безопасности в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана. В то же время, в любом случае субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений ответчика ОАО "РЖД" о том, что в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности понуждение ответчика к его реализации преждевременно, поскольку сам по себе факт отсутствия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности не исключает возложения на ОАО "РЖД" как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) и/или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты спорного объекта от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.
Ответчик в своей жалобе с учетом дополнений выражает также несогласие с решением суда, ссылаясь на то, что суд неверно при разрешении спора руководствовался Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности... ", указывая на то, что данные требования уже утратили силу, в связи с принятием Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 новых Требований по обеспечению транспортной безопасности. Однако, судебная коллегия с данным доводом согласиться не может, поскольку Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 были признаны утратившими свою силу с 01 января 2021 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1742 от 26 октября 2020 года, то есть на момент вынесения судом перовой инстанции решения действовали.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 08 октября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.