Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Казаковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Добровольской Натальи Викторовны
на решение Тушинского районного суда города Москвы от 05 апреля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования УСЗН СЗАО г. Москвы к Добровольской Наталье Викторовне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты, удовлетворить.
Взыскать с Добровольской Натальи Викторовны денежные средства в размере сумма в бюджет города Москвы путем перечисления на счет Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы через Управление Федерального казначейства.
Взыскать с Добровольской Натальи Викторовны в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения Северо- Западного административного округа города Москвы 15.12.2020 года направило в суд иск к Добровольской Н.В. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере сумма за период с 01.02.2011 года по 31.08.2019 года, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ответчик, являясь получателем пенсии по старости, с 01.02.2009 года получала ежемесячную компенсационную выплату (с 01.01.2010 года - ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП), как неработающий пенсионер, имеющий место жительства в городе Москве; в августе 2019 года из ГУ-ОПФР в результате межведомственного взаимодействия были получены сведения о перерасчете пенсии Добровольской Н.В. в связи с осуществлением трудовой деятельности. Согласно сведениям, полученным в результате межведомственного взаимодействия, Добровольская Н.В. с 12.01.2011 г. является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, доплата к пенсии была прекращена. На основании изложенного, истец обратился в суд и просил взыскать с ответчика переполученную сумму городских доплат в размере сумма, образовавшуюся за период с 01.02.2011 г. по 31.08.2019 г. и возложить на ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Добровольская Н.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Добровольской Н.В. и ее представителя по доверенности фио, возражения представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Добровольская Н.В. состоит в УСЗН СЗАО г. Москвы на учете как пенсионер по старости и до 31.08.2019 г. являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер, зарегистрированный в городе Москве.
06.03.2009 года Добровольская Н.В. обратилась в управление с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии как неработающий пенсионер, имеющий место жительство в городе Москве, с 01.02.2009 г. указанная выплата назначена ответчику.
При подаче заявления о назначении ежемесячной региональной социальной доплаты как неработающему пенсионеру из бюджета города Москвы Добровольская Н.В. обязалась в течение 10 дней сообщить органу социальной защиты населения о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства, о чем подписала письменное обязательство (л.д.8).
В августе 2019 в адрес истца из ГУ-ОПФР в результате межведомственного взаимодействия поступили сведения о том, что ответчик с 12.01.2011 г. является индивидуальным предпринимателем (л.д.11-15).
Решением от 26.11.2019 г. N 5185, вынесенным начальником ОСЗН района Митино города Москвы с ответчика взыскана переплата РСД за периоды с 01.02.2011 г. по 31.08.2019 г. в размере сумма
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное сообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.02.2011 г. по 31.08.2019 г. в сумме сумма должна быть возвращена пенсионером.
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 г. N 1462-ПП и с 01.01.2010 г. перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Согласно материалам дела, Добровольской Н.В. на основании ее заявления от 06.03.2009 г. была назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, ей были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. 06.03.2009 г. Добровольской Н.В. дано обязательство сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства (л.д.8).
Вместе с тем, сведений о том, была ли Добровольская Н.В. проинформирована УСЗН СЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ей были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли Добровольская Н.В. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли Добровольская Н.В. письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ссылалась на то, что такие документы отсутствуют, о переходе с ЕКВ на РСД ответчик не предупреждалась, в УСЗН СЗАО г. Москвы не вызывалась и соответствующее обязательство после перехода на РСД не писала, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имеется.
При этом учитывает судебная коллегия и то, что в суде апелляционной инстанции представитель истца не указала причины невыполнения возложенных на Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области), данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты, сообщила, что такой вопрос возник только в 2019 году.
Тем самым, невыполнение Управлением социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы в период с 2011 года по 2019 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате ответчику региональной социальной доплаты привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной ею региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
При таких данных, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда города Москвы от 05 апреля 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать УСЗН СЗАО г. Москвы в удовлетворении исковых требований к Добровольской Наталье Викторовне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.