Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М.
судей Курочкиной О.А, Кнышевой Т.В, при секретаре (помощнике) Шибаевой Е.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Курочкиной О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности фио на решение Щербинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества г. Москвы к... фио фио о признании самовольной постройкой и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец ДГИ г..Москвы обратился в суд с иском к... ой А.М. о признании самовольной постройкой и приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ДГИ г..Москвы поступил Рапорт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г..Москвы от 04.12.2019г. N9117629 о результатах планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41 о принятии мер по вопросу самовольного строительства на земельном участке. Из указанного рапорта следует, что на земельном участке с кадастровым номером... площадью 690 кв.м, вид разрешенного использования: для садоводства, расположен 3-х этажный жилой дом общей площадью 706, 9 кв.м, кадастровый номер.., принадлежащий на праве собственности... ой А.М. (запись регистрации в ЕГРП от 01.12.2011 г..N 50-50-21/105/2011-156). Согласно документам, объект недвижимости обладает признаками многоквартирного дома, разрешение на строительство многоквартирного дома не представлено. Техническая документация на здание не представлена. Во время проведения обследования строительные работы не велись. По данным ИАС УГД разрешение на строительство и акт ввода отсутствуют. Трехэтажный жилой дом создан без получения соответствующего разрешения на строительство и обладает признаками самовольной постройки. Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером.., с видом разрешенного использования: для садоводства, фактически размещен 3-х этажный многоквартирный жилой дом в нарушение градостроительных и строительных норм и правил, в отсутствие разрешительной документации. На основании изложенного, с учетом уточнения истец просит признать самовольной постройкой жилой дом площадью 706, 9 кв.м, по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41, расположенный на земельном участке с кадастровым номером...
Обязать... у А.М. привести земельный участок с кадастровым номером... в соответствии с видом его разрешенного использования и целевого назначения путем сноса самовольной постройки в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения ответчиком в установленные сроки решения суда, предоставить ГБУ адрес дороги Троицкого и адрес" снести самовольные постройки и освободить земельные участки за счет ответчика в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Представитель истца ДГИ г. Москвы в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик... а А.М, представитель третьего лица ГБУ адрес дороги Троицкого и адрес" в судебное заседание первой инстанции не явились, о времени и месте слушания по делу извещались.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
При вынесении решения, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно ст.ст. 8, 12 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным паровым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 1 ст. 213 ГК РФ, в собственность граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
На основании п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другими лицами. Эти правила осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Как следует из ст. 51 ГрК РФ, ст. 3 Федерального закона от 18.10.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Согласно ст. 48 ГрК РФ, неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства.
Часть 3 статьи 48 ГрК РФ устанавливает исключение из правила подготовки проектной документации. Подготовку проектной документации можно не осуществлять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Застройщик вправе по собственной инициативе осуществить подготовку проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
На основании ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данное объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно разъяснений содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительства и/или отсутствие акта ввода в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку предпринимало меры.
Разрешение на строительство является подтверждением того, что объект соответствует всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. А отсутствие проектной документации означает, что отсутствие разрешения на строительство и/или акта ввода в эксплуатацию, это не единственный признак самовольного строительства.
В силу ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Согласно п.23 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.01.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требований о его сносе.
Из ст.72 ЗК РФ и подп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п.2 ст.72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N48 "О землепользовании в городе Москве" и пунктом 7 статьи 13 Закона г.Москвы от 20.12.2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" установлено, что к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в г. Москве, в том числе относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" предусмотрено, что государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории г. Москвы и за ее пределами, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории г. Москвы.
На основании п.4.4.1, п.4.4.5 Положения, Госинспекция осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением, в том числе требований по предотвращению захламления земельных участков, а также требований по использовании земель, установленных законами г. Москвы, правовыми актами г.Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.
Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N99-ПП "Об утверждении Положений о Департаменте городского имущества города Москвы" установлено, что ДГИ г.Москвы является функциональным органом исполнительной власти г.Москвы, осуществляющим, в том числе функции по использованию, охране и учету земель на территории г.Москвы.
В соответствии с п.2.1 распоряжения Правительства Москвы от 10.06.2015 г. N327-РП "О создании Государственного бюджетного учреждения адрес дороги Троицкого и адрес", основной целью ГБУ адрес дороги адресМосквы" является проведение работ, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, по освобождению земельных участков, находящихся в собственности г.Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г.Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая демонтаж и (или) перемещение на специально организованную площадку незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, снос самовольных построек и вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования и иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специальную площадку для хранения имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, а также проведение работ по благоустройству освобожденных территорий.
При этом судом установлено, что в ДГИ г. Москвы поступил Рапорт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы от 04.12.2019г. N9117629 о результатах планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41 о принятии мер по вопросу самовольного строительства на земельном участке.
Из указанного рапорта следует, что на земельном участке с кадастровым номером... площадью 690 кв.м, вид разрешенного использования: для садоводства, расположен 3-х этажный жилой дом общей площадью 706, 9 кв.м, кадастровый номер.., принадлежащий на праве собственности... ой А.М. (запись регистрации в ЕГРП от 01.12.2011 г. N 50-50-21/105/2011-156). Объект недвижимости обладает признаками многоквартирного дома, разрешение на строительство многоквартирного дома не представлено. Техническая документация на здание не представлена. Согласно документам, объект недвижимости обладает признаками многоквартирного дома, разрешение на строительство многоквартирного дома не представлено. Доступ в здание отсутствует. Во время проведения обследования строительные работы не велись. По данным ИАС УГД разрешение на строительство и акт ввода отсутствуют. Трехэтажный жилой дом создан без получения соответствующего разрешения на строительство и обладает признаками самовольной постройки.
Между тем, из материалов дела следует, что на основании ходатайства главы территориальной администрации Московского с/округа от 12.05.2005г. N525, свидетельства о государственной регистрации права от 03.07.2002г. серия 50АГ N923432, договора купли-продажи земельного участка от 28.05.2002г. реестровый номер 1-2752,... ой А.М. МУП "Архитектура и градостроительство" выдано разрешение на строительство садового дома с хозпостройками на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41, площадью 690 кв.м, принадлежащем... ой А.М. на праве собственности.
На основании разрешения на строительство МУП "Архитектура и градостроительство" подготовлен строительный паспорт объекта и выдан ордер на земляные работы.
01 декабря 2011г. на основании предоставленной декларации об объекте недвижимого имущества от 20.10.2011г, зарегистрировано право собственности... ой А.М. на жилой дом, площадью 706, 9 кв.м. по адресу адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41.
Согласно представленной... ой А.М. копии определения Государственного земельного контроля об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 02.11.2011г, в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства не выявлено, признаков многоквартирного дома не выявлено.
Согласно техническому паспорту, жилой дом общей площадью 706, 9 кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41, находится в пределах земельного участка по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41, площадью 690 кв.м, с кадастровым номером.., принадлежащего на праве собственности... ой А.М...
Статьей 222 ГК РФ предусмотрены четыре признака, наличие хотя бы одного из которых позволяет квалифицировать объект недвижимости как самовольную постройку: создание объекта на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; разрешенное использование земельного участка не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения на это необходимых разрешений; объект создан с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В обоснование своих требований, истец указал, что спорный объект недвижимости является многоквартирным жилым домом, в связи с чем, не может быть расположен на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства, разрешение на строительство многоквартирного дома не выдавалось и объект создан с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Письмом Минэкономразвития NОГ-Д23-1426 разъяснено, что под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный. Отдельно стоящие дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании) не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
Пунктами 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N47 установлены следующие основные понятия:
жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6). Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, предназначенных для проживания различных семей, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно заключению проведенной по делу строительно-технической экспертизы, здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41, земельный участок N... не обладает признаками многоквартирного жилого дома; не обладает признаками здания гостиничного типа (общежития), смешанного типа, здания офисно-делового назначения; соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам; расположен в пределах границ земельного участка.
Указанное заключение эксперта суд признал достоверным доказательством, поскольку эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным опытом работы, имеет сертификаты на осуществление экспертиз, заключение составлено с учетом проведенного экспертом обследования объектов, выводы, изложенные в экспертизе последовательны, непротиворечивы, основаны на профессиональных знаниях и практике.
Поскольку истец, заявляя исковые требования, в качестве основания для признания спорного объекта недвижимости самовольным указал на несоответствие возведенного объекта разрешению на строительство, в связи с возведением этажей более чем предусмотрено данным разрешением, суд первой инстанции с учетом проведенной по делу экспертизы, пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания спорного объекта самовольным, не имеется. При этом экспертизой также установлено, что сохранение спорного строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы представителя истца о многоквартирности спорного объекта недвижимости не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества, тогда как экспертным исследованием установлено, что объект недвижимости по адресу: адрес, СНТ "Дудкино", вл. 41 нельзя признать многоквартирным домом, поскольку в нем отсутствует наличие раздельного чердачного пространства, отсутствует наличие помещений в доме с самостоятельными выходами в помещение общего пользования, отсутствует наличие квартир.
Принимая во внимание, что на спорный объект недвижимости, в отношении которого заявлены требования о признании самовольным и его сносе, имелось разрешение на строительство, возведенный на земельном участке жилой дом согласно заключению эксперта, соответствует по параметрам разрешению на строительство, жилой дом не является по всем признакам многоквартирным, помимо получения разрешительной документации, ответчиком предпринимались различные меры к легализации строительства, в частности к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на возведенный жилой дом и присвоению ему адресного ориентира, данные меры прошли правовую оценку в различных инстанциях, в том числе и в Департаменте городского имущества г.Москвы, суд пришел к выводу о том, что спорный объект недвижимости не обладает признаком многоквартирного жилого дома, и самовольной постройкой не является, в связи с чем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что экспертами обнаружено несоответствие противопожарным нормам и расстояниям выводов суда не опровергают, поскольку как отражено в заключении эксперта данное нарушение (противопожарные расстояния между зданиями, расположенными на соседнем участке) допущено собственником соседнего участка при возведении здания после 2011 года.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, являлись предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, прежде всего экспертного заключения, оснований к которой судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.