Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю., судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Дружинина Вячеслава Евгеньевича на решение Мещанского районного суда адрес от 21 июля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дружинина Вячеслава Евгеньевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании действий незаконными, обязании совершить действие - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Дружинин В.Е. обратился в суд с иском к ответчику Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, указывая на то, что он длительное время состоит в очереди на получение жилого помещения, однако жилое помещение получить не может, в связи с чем просит признать незаконным бездействие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по не обеспечению в 2017, 2018, 2019 годах жилым помещением в собственность бесплатно в избранном месте жительства - адрес по установленным нормам подполковника запаса Дружинина Вячеслава Евгеньевича и членов его семьи; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при формировании проекта бюджета на очередной год вносить установленным порядком предложения по формированию лимитов бюджетных обязательств на цели строительства и приобретения жилых помещений в объемах, необходимых для полного исполнения имеющихся обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в МЧС России; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносить в ходе исполнения федерального бюджета в установленном порядке предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись по увеличению бюджетных ассигнований на строительство и приобретение жилых помещений, необходимых для текущего исполнения возникающих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в МЧС России; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить Дружинину Вячеславу Евгеньевичу, как
гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жилое помещение, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на территории адрес и совместно проживающим с ним членам его семьи, составом 3 человека: Дружинин В.Е. (муж), фио (жена), фио (дочь) площадью по установленным нормам.
Истец в судебное заседание явился, иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Дружинин В.Е. по доводам апелляционной жалобы, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещались, не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дружинин В.Е. проходил военную службу по контракту в ФГКУ "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России (далее по тексту - ФГКУ "ЦСООР") - в/ч 35489, дислоцированной в адрес, воинское звание - "подполковник запаса", общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет.
Директивой МЧС России от 22 мая 2013 года N 47-11-3 с 01 июля 2013 года должность истцасокращена.
Приказом Начальника ФГКУ "294 Центр по проведению спасательных операций особого риска" от 28.06.2013 за N 24-ВК, истец зачислен в распоряжение начальника ФГКУ "294 ЦСООР", до обеспечения жилой площадью. Избранное место жительства после увольнения совпадает с последним местом прохождения службы - адрес.
В соответствии с приказом начальника ФГКУ "ЦСООР" от 30 декабря 2015 года N45-ВК истец досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в запас с оставлением в списках очередников на получение жилой площади и приказом командира войсковой части 35489 от 18 февраля 2016 года N 29 истец был исключен из списков личного состава части.
В настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства по юридическому адресу ФГКУ "ЦСООР": адрес, поселок завода Мосрентген, адрес, Проживает с семьей по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения от 03 октября 2013 года N 419-С в квартире общей площадью 34, 4 кв.м по адресу: адрес.
Дружинин В.Е. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (в собственность бесплатно) в ФГКУ "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" с даты - 13 ноября 2013 года.
Состав семьи 3 человека (он, супруга - фио, дочь фио).
Номер в списке нуждающихся в жилых помещениях - 10 (по состоянию на 14 июля 2020 года).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку исходил из того, что реализация права на получение жилого помещения по договору социального найма (в собственность бесплатно) обусловлена волеизъявлением сотрудника, временем подачи заявления, а также соблюдением порядка очередности. Получение истцом жилого помещения по договору социального найма (в собственность бесплатно) во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, поставленных на соответствующий учет ранее истца.
Тем самым, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия ответчика по не обеспечению истца и членов его семьи в 2017-2019 годах жилым помещение в собственность и об обязании Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить Дружинину В.Е. жилое помещение, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на территории адрес и совместно проживающим с ним членам его семьи, составом 3 человека площадью по установленным нормам.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчика при формировании проекта бюджета на очередной год вносить установленным порядком предложения по формированию лимитов бюджетных обязательств на цели строительства и приобретения жилых помещений в объемах, необходимых для полного исполнения имеющихся обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в МЧС России; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносить в ходе исполнения федерального бюджета в установленном порядке предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись по увеличению бюджетных ассигнований на строительство и приобретение жилых помещений, необходимых для текущего исполнения возникающих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принятых на учет нуждающихся в МЧС России, суд первой инстанции исходил из того, что данные требования не могут быть удовлетворены путем предъявления истцом иска об обязании ответчика совершить действие, поскольку эти требования затрагивают вопросы формирование бюджета, что к компетенции суда не относится, данные требования не вытекают исключительно из правоотношений истца и ответчика.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федеральный закон от 27 мая 1998 Nр 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", "государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми Помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим гражданам, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу пункта 17 статьи 15 Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с пунктом 63 Порядка предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденного приказом МЧС России от 21 мая 2019 N265, 63. Жилые помещения по договору социального найма распределяются Комиссией (Территориальной комиссией), в порядке очередности принятия военнослужащих на учет. Жилые помещения вне очереди предоставляются военнослужащим, (гражданам, уволенным с военной службы), имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции верно определены все юридически значимые обстоятельства по делу, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательства, соответствуют нормам материального права.
При этом несогласие в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, не могут повлечь отмену решения, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 21 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дружинина Вячеслава Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.