Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-356/2020 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 22.12.2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление фио к Центральной Военно-врачебной комиссии, ФТС России о признании незаконным решения, обязании осуществить определенные действия - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным и отменить решение ЦВВК ФТС России о выставлении ему диагноза "Гипертоническая болезнь третей стадии со значительным нарушением функций "органов-мишеней", ишемическая болезнь сердца (перенесенный острый инфаркт миокарда от 2009 года", признать незаконной выдачу справки, мотивируя требования тем, что на основании указанной справки ему определена категория годности к службе в таможенных органах: "Д" - не годен к службе в таможенных органах. Вместе с тем оспариваемое заключение является незаконным, поскольку вынесено с существенными нарушениями Инструкции, диагноз, связанный с нарушением функций сердца, в 2009 году фио не высставлялся, в ходе проведения ВВК фио суточное мониторирование артериального давления рентгенологическое исследование, электрокардиография и эхокардиография не проводились, вместе с тем тяжелые сосудистые расстройства у административного истца не выявлены.
Административный истец фио, его представитель, действующий на основании доверенности фио, в судебное заседание явились, на удовлетворении административного иска настаивали.
Представитель административного ответчика ФТС России, действующая на основании доверенности фио, в судебное заседание явились, против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Центральной ВВК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Шереметьевской ФТС РФ, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец фио, указывая на то, что решение суда вынесено без надлежащей оценки всех фактических обстоятельств дела, с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителей административного ответчика Федеральной таможенной службы, действующих на основании доверенности фио, фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Центральной военно-врачебной комиссии, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио с 16.06.1993 года проходил государственную гражданскую службу в Шереметьевской таможне Федеральной таможенной службы Российской Федерации, с 12.01.2006 года на основании приказа Начальника Таможни N 4-к административный исполнял обязанности Главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста адрес (грузовой) Таможни.
Приказом Начальника Таможни от 18.10.2013 года N 0343-к административному фио присвоен чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса. 11.01.2006 года с административным истцом заключен служебный контракт N 10005000/0002ск/06 на неопределенный срок.
02.06.2020 года начальником Таможни административный истец предупрежден о сокращении с 01.10.2020 года занимаемой им должности государственного гражданского служащего и введении аналогичной должности военнослужащего. В связи с предстоящими организационно-штатными мероприятиями по сокращению должности государственного гражданского служащего и введении аналогичной должности военнослужащего Таможней административный истец направлен на освидетельствование Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России.
Согласно выписному эпикризу ГКУ "Центральный клинический госпиталь ФТС России" от 11.02.2011 года N 75, фио 10.01.2011 года перенес острый трансмуральный инфаркт миокарда задне-базальной локализации, по поводу чего с 10.01.2011 года по 17.01.2011 года находился на лечении в Дмитровской ЦРБ адрес, и с 17.01.2011 года по 11.02.2011 года - в ЦКГ ФТС России.
С 2012 года у фио при электрокардиографии отмечаются рубцовые изменения миокарда левого желудочка.
Согласно имеющимся записям в амбулаторной карте, диагноз фио: "Гипертоническая болезнь П1 стадии. Ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз (острый инфаркт миокарда в 2009 г.)".
На основании имеющихся данных фио выдано заключение N 581 от 08.07.2020 года, в котором фио выставлен диагноз: гипертоническая болезнь третьей стадии со значительным нарушением функций "органов-мишеней". Ишемическая болезнь сердца (перенесенный острый инфаркт миокарда от 2009 года). НК 0.
В связи с указанным диагнозом, на основании статьи 43-а, 44-6 графы II расписания болезней (приложение к приказу ФТС от 30.12.2013 N 2460 "Об утверждении Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации") (далее по тексту - Инструкция) фио определена категория годности к службе в таможенных органах: "Д" - не годен к службе в таможенных органах.
Не согласившись с данным заключением, фио обратился в суд.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что принятое решение ЦВВК ФТС России о выставлении фио вышеуказанного диагноза является обоснованным.
Оснований не согласиться с данным суждением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее также - Положение о военно-врачебной экспертизе).
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение, в их числе сотрудники таможенных органов Российской Федерации.
Следовательно, в отношении сотрудников, проходящих службу таможенных органов Российской Федерации, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей (абзац второй пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Перечень указанных в настоящем пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе; наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным органом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (абзацы третий - пятый пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
На военно-врачебную комиссию возлагается в том числе проведение медицинского освидетельствования сотрудников таможенных органов Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно абзацам первому и третьему пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
По результатам изучения состояния здоровья фио Центральная военно-врачебная комиссия изучила выписной эпикриз ГКУ "Центральный клинический госпиталь ФТС России" от 11.02.2011 года N 75, согласно которому 10.01.2011 года фио перенес острый трансмуральный инфаркт миокарда задне-базальной локализации, в связи с чем с 10.01.2011 года по 17.01.2011 года находился на лечении в Дмитровской ЦРБ адрес и с 17.01.2011 года по 11.02.2011 года - в ЦКГ ФТС России, с 2012 года при электрокардиографии наблюдались рубцовые изменения миокарда левого желудочка; кроме того была изучена амбулаторная карта фио, в которой зафиксирован диагноз "Гипертоническая болезнь III стадии, ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз (острый инфаркт миокарда 2009 года). Согласно сведениям ежегодного профилактического осмотра фио данный диагноз прослеживается на протяжении нескольких лет, по результатам обследования 05.09.2019 года основным диагнозом указана Гипертоническая болезнь III стадии, сопутствующим диагнозом - перенесенный в прошлом инфаркт миокарда.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к верному выводу о том, что заключение военно-врачебной комиссии соответствовало требованиям нормативных правовых документов, определяющих порядок проведения освидетельствования.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 87 КАС РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом материального права направлены на иное толкование закона, на оспаривание выводов суда, поэтому они не могут быть положены в основу для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.