Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-451/2020 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Останкинского районного суда адрес от 20 октября 2020 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении административных исковых требованиях фио к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконным проведении общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории мкр. 14, 15-16, кв.104 района Останкинский и планировки территории мкр. 14, 15-16, кв.104 района Останкинский,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с иском к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконным проведение общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории мкр. 14, 15-16, кв.104 района Останкинский и планировки территории мкр. 14, 15-16, кв.104 района Останкинский, указывая на то, что общественные обсуждения проведены с нарушением требований Градостроительного кодекса адрес, Порядка организации и проведения общественных обсуждений в адрес при осуществлении градостроительной деятельности в адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП.
Административный истец фио а также его представитель по доверенности фио в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика, действующие на основании доверенности фио и фио. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, его представителя, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения представителя административных ответчиков Правительства адрес и Москомархитектуры, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии адрес от 26.03.2020 года принято решение согласится с проведением общественных обсуждений по проектам: проект внесения изменений в ПЗЗ в отношении территории мкр. 14, 15-16, кв. адрес Останкинский и проект планировки территории мкр. 14, 15-16, кв. адрес Останкинский. Установлено, что общественные обсуждения по указанному проекту проводятся в срок не менее одного и не более трех месяцев.
17.04.2020 года на официальном сайте проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" были опубликованы оповещения о начале общественных обсуждений по проектам: внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес, в отношении территории по адресу: проект планировки территории мкр. 14, 15-16, кв. 104 района Останкинский; планировки территории мкр. 14, 15-16, кв. 104 района Останкинский.
Экспозиции проектов, вынесенных на общественные обсуждения 27.04.2020 года, проводились с 27.04.2020 года по 10.05.2020 года на официальном сайте проекта "Активный гражданин" в сети "Интернет". После окончания срока размещения проектов на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту организатором были оформлены протоколы от 22.05.2020 года N 35/20 и 22.05.2020 года N 36/20 заключения о результатах общественных обсуждений по указанным проектам, утверждены и опубликованы на официальном сайте в установленные законом сроки.
Обращаясь в суд с административным иском, фио указывал на то, что общественные обсуждения по проектам проведены с нарушением требования действующего законодательства, было нарушено право административного истца, поскольку он лишен был возможности получить доступ к официальному сайту проекта "Активный гражданин" в сети "Интернет" в многофункциональном центре предоставления государственных услуг и на оказание работником данного центра консультативной помощи по прохождению процедуры регистрации и идентификации на официальном сайте в целях участия в общественных обсуждениях, нарушено право участвовать в собрании участников публичных слушаний по указанным проектам планировки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия нарушения прав административного истца проведением общественных обсуждений с использованием адрес гражданин", при этом суд установил, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Таким правовым актом в адрес является Градостроительный кодекс адрес.
Статьей 68 Градостроительного кодекса адрес перечислены проекты, по вопросам градостроительной деятельности которых проводятся публичные слушания, в перечень которых входят проекты правил землепользования и застройки, проекты изменений правил землепользования и застройки - в границах территории, применительно к которой подготовлены указанные проекты(пункт 2 части 1 статьи 68).
Вместе с тем согласно части 1 статьи 68.1 Градостроительного кодекса адрес общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы.
Таким порядком в адрес является Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП (далее Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка общественные обсуждения проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес" (далее - Градостроительный кодекс адрес) и настоящим Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес (далее - Порядок) в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
В силу пункта 1.2 Порядка для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий адрес (далее - официальный сайт).
На основании пункта 1.4 Порядка организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса адрес (далее - проекты). В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес в соответствии с федеральными законами, законами адрес, иными правовыми актами адрес, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
На основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес организатором принимается решение о проведении общественных обсуждений по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящего пункта. В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес определяются сроки проведения общественных обсуждений, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений. Такие общественные обсуждения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Порядком для проведения общественных обсуждений по проектам.
Процедура проведения общественных обсуждений регламентирована пунктом 2 Порядка, который включает в себя: оповещение о начале общественных обсуждений (п. 2.1), которое включает в себя опубликование оповещения о начале общественных обсуждений на официальном сайте не позднее чем за 7 календарных дней до дня размещения проекта на официальном сайте (п. 2.1.2.1), размещение оповещения о начале общественных обсуждений на информационных стендах, оборудованных около зданий или в зданиях территориальных органов исполнительной власти адрес, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных в пределах территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения. Конструкции указанных информационных стендов должны быть всесезонными, влагоустойчивыми, ветроустойчивыми (п.2.1.2.2), распространение оповещения о начале общественных обсуждений иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации, при наличии соответствующего решения организатора общественных обсуждений (п.2.1.2.3); размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта (п.2.2); подготовка и оформление протокола общественных обсуждений (п.2.3), подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений(п.2.4)
Согласно пункту 2.3.1 Порядка после окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту организатором осуществляется подготовка и оформление протокола общественных обсуждений по форме, утверждаемой Департаментом информационных технологий адрес. К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц)(п. 2.3.2).
Как верно установилсуд первой инстанции, установленный законом Порядок проведения общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории мкр. 14, 15-16, кв.104 района Останкинский и планировки территории мкр. 14, 15-16, кв.104 адрес комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы был соблюден.
При этом согласно вышеуказанного Порядка решение о том, в каком виде проводятся общественные обсуждения, принимается Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.
На момент проведения общественных обсуждений действовал Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", согласно п. 2 которого, проведение на территории адрес спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено, чем было обусловлено проведение общественных обсуждений на адрес гражданин".
При таком положении суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев нарушений в действиях Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при проведении общественных обсуждений.
Утверждение административного истца, изложенное в апелляционной жалобе, что было нарушено его право на доступ к сайту для участия в общественных обсуждениях, где работник МФЦ при необходимости оказывает консультативную помощь по прохождению гражданами процедуры регистрации и идентификации на официальном сайте в целях участия в общественных обсуждениях, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку, как усматривается из материалов дела, фио принял участие в общественных обсуждениях по проекту планировки территории мкр. 14, 15-16, кв. 104 района Останкинский, изложил свои замечания, о чем имеется запись в протоколе общественных обсуждений от 22.05.2020 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно применил положения процессуального законодательства, сославшись на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с административным иском, на правильность выводов суда не влияют и отмены решения не влекут, поскольку решение суда содержит мотивированные выводы о рассмотрении требований фио по существу.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.