Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе и дополнений к ней представителя административных истцов фио, фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Останкинского районного суда адрес от 10 марта 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить утверждение проекта межевания, подготовить межевой план, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества адрес (далее по тексту решения - ответчик) и просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отказе от 26.08.2020 года образовать земельный участок под многоквартирным домом, возложить обязанность обеспечить утверждение с учетом вступившего в законную силу 14.07.2020 года апелляционного определения Московского городского суда в порядке установленном законодательством о градостроительной деятельности проекта межевания территории, ограниченной адрес, адрес, адрес, адрес с площадью земельного участка, указанного в технической документации ТБТИ адрес и хранящейся в инвентарном деле по адресу: адрес и принятой на постоянное хранение в рамках исполнения ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", подготовить межевой план земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу адрес, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу: адрес орган регистрации прав.
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Департаменту городского имущества адрес, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отказе от 27.08.2020 года образовать земельный участок под многоквартирным домом незаконным, возложить обязанность обеспечить утверждение в порядке установленном законодательством о градостроительной деятельности проекта межевания территории, ограниченной адрес, адрес, адрес, адрес с площадью земельного участка, указанного в технической документации ТБТИ адрес и хранящейся в инвентарном деле по адресу: адрес, и принятой на постоянное хранение в рамках исполнения ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", подготовить межевой план земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу адрес, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу: адрес орган регистрации прав.
Определением Останкинского районного суда адрес от 03.02.2021года указанные выше административные дела были объединены в одно производство.
Представитель административных истцов, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика, представляющий интересы также Правительства Москвы, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на их необоснованность, а также отсутствие нарушения прав истцов со стороны ответчика.
Представитель заинтересованного лица Москомархитектуры, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на их необоснованность, а также отсутствие нарушения прав истцов со стороны ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней просит представитель административных истцов, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, дополнения к ней, выслушав объяснения представителя административных истцов, действующего на основании доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Департамента городского имущества адрес, действующего на основании доверенности фио, представителя заинтересованных лиц Правительства адрес, Москомархитектуры, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов, извещенных о дате судебного заседания, не сообщивших о причинах неявки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что фио является собственником квартиры, расположенной в доме по адресу: адрес, фио - собственником квартиры в доме по адресу: адрес.
02.08.2020 года фио обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением, в котором просила утвердить проект межевания территории квартала, в границах которого расположен многоквартирный жилой дом по адресу: адрес, а также подготовить межевой плана земельного участка данного дома, с аналогичным заявлением в отношении жилого дома, расположенного по адресу: адрес, 03.08.2020 года обратился фио
Письмами от 26.08.2020 года и 27.08.2020 года заявителям направлены ответы из Департамента городского имущества адрес, уведомляющие о том, что ранее на территорию квартала, ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес был разработан проект межевания территории; на указанную территорию в связи с реализацией программы ренновации жилищного фонда в адрес разработан проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала адрес Останкинский, указанный проект межевания не утвержден, его подготовка завершена на выполненном объеме. Кроме того разъяснено, что полномочия по подготовке проектов правовых актов об утверждении проектов планировок территорий, внесение их на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы, а также разработка проектов межевания территорий в целях размещения объектов регионального значения, постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012г. N 633-ПП отнесены к ведению Москомархитектуры; информацию о сроках принятия правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории, а также подготовки проекта межевания территории необходимо получить непосредственно Москомархитектуре.
Административные истцы, полагая нарушенным право на формирование земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, обратились в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что незаконного бездействия Департаментом городского имущества не допущено, вопрос о межевании территории квартала, в котором расположены многоквартирные дома, находится на рассмотрении, права административных истцов не нарушены, поскольку отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом административный ответчик не принимал.
Судебная коллегия с указанными суждениями суда первой инстанции согласиться оснований не находит.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (п. 8 ст. 45 адрес кодекса Российской Федерации).
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.
Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан фио, фио и фио", говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что в связи с реализаций Программы реновации жилищного фонда в адрес разработан проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала адрес Останкинский, при этом подготовка данной документации осуществляется без учета ранее утвержденной документации по планировки территории, с даты утверждения новой документации по планировке территории ранее утвержденная документация по планировке территории признается утратившей силу, в связи с чем не учитывается разработанный в 2013 году проект межевания в отношении квартала, в границах которого расположены многоквартирные дома, в которых проживают административные истцы. Проект планировки территории в целях реализации программы реновации не завершен, указанное обстоятельство является препятствием для утверждения проекта межевания квартала.
Однако от реализации программы реновации не могут быть поставлены в зависимость права административных истцов на формирование земельного участка под многоквартирным домом.
Утверждение административного ответчика о том, что ответ Департамента городского имущества адрес не является отказом в оказании государственной услуги, а носит информационный характер, судебной коллегией отвергаются, поскольку в заявлении фио, фио ставили конкретные требования о формировании земельного участка, составлении проекта межевания территории, подготовке межевого плана, указанные вопросы должны были получить разрешение, а не разъяснения.
Таким образом, суждения суда о законности оспариваемого административного акта основаны на неверном применении норм материального и процессуального права, регулирующего спорное правоотношение, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым требования административных истцов удовлетворить, признать незаконным бездействие Департамента городского имущества адрес, выразившееся в отказе образовать земельный участок под многоквартирными жилыми домами, возложив обязанность рассмотреть по существу заявление фио от 03.08.2020 года по образованию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: адрес, и заявление фио от 02.08.2020 года по образованию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: адрес, и принять решение в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 10 марта 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования административных истцов фио, фио удовлетворить, признать незаконным бездействие Департамента городского имущества адрес, выразившееся в отказе образовать земельный участок под многоквартирными жилыми домами, возложив обязанность рассмотреть по существу заявление фио от 03.08.2020 года по образованию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: адрес, и заявление фио от 02.08.2020 года по образованию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: адрес, и принять решение в соответствии с законом.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.