Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-494/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Администрации Богородского адрес, действующего на основании доверенности фио, на решение Останкинского районного суда адрес от 18 ноября 2020 года, которым постановлено:
административный иск - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Богородского адрес по формированию и утверждению плана мероприятий, направленного на защиту прав административных истцов - фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, как пострадавших соинвесторов.
Возложить обязанность на Администрацию Богородского адрес сформировать планы мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов административных истцов, как пострадавших соинвесторов, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и представить их на согласование в Министерство жилищной политики адрес,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие Администрации Богородского адрес, выразившееся в непринятии мер по формированию планов мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов истцов, как пострадавших соинвесторов, мотивируя требования тем, что являются пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства 11 трехэтажных многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г. адрес, ЖК "Экоград-Обухово". Застройщик ООО "Зордекс" включено в реестр проблемных застройщиков, а объект ЖК "Экоград-Обухово" признан проблемным объектом. В настоящее время в Арбитражном суде адрес в отношении ООО "Зордекс" возбуждено дело о банкротстве. Административный ответчик до настоящего времени каких-либо действий, направленных на защиту нарушенных прав истцов, как пострадавших соинвесторов, не совершил, чем нарушаются их права.
В судебном заседании представитель административных истцов фио в заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ООО "Зордекс" фио в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истцов.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, указывая на то, что меры для восстановления прав пострадавших инвесторов Администрацией адрес принимаются.
Исследовав материалы дела, проверив решение, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административных истцов, действующего на основании доверенности фио, возражения представителя заинтересованного лица ООО "Зордекс" фио, сочтя возможным по правилам статей 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административные истцы, являясь пострадавшими соинвесторами, уплатившими денежные средства для целей строительства застройщиком ООО "Зордекс" 11 трёхэтажных многоквартирных домов, расположенных по адресу: адрес, г. адрес, Жилой Комплекс "Экоград-Обухово", на земельном участке площадью 19 898 кв.м с кадастровым номером 50:16:0501003:177 в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 13.07.2020 г, далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), признаны пострадавшими гражданами, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и включены в Реестр пострадавших граждан.
Строительство Жилого комплекса "Экоград-Обухово" осуществлялось ООО "Зордекс" на основании разрешения на строительство от 26.07.2012 года N RU50502103-37/2012, выданного Администрацией муниципального образования адрес.
ООО "Зордекс" включено в Реестр проблемных застройщиков за N 47 на сайте Главного управления государственного строительного надзора адрес по адресу: https://gusn.mosreg.ru/deyatelnost/reestr-problemnykh-zastroishikov.
В Арбитражном суде адрес от 30.03.2017 года возбуждено дело N А40-72574/16 о банкротстве ООО "ЗОРДЕКС", решением от 20.08.2020 года ООО "ЗОРДЕКС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим ООО "ЗОРДЕКС" утвержден фио, член фио.
Определением Арбитражного суда адрес от 24.08.2017 года по делу N А40-72574/16 признано недействительным соглашение N 1-3-4-5/Z о зачете встречных однородных требований от 01.06.2015 года, заключенное между ООО "ЗОРДЕКС" и ООО "ГРС Девелопмент", применены последствия недействительности сделки в виде включения в конкурсную массу ООО "ЗОРДЕКС" задолженности ООО "ГРС Девелопмент" перед ООО "ЗОРДЕКС", основанной на договорах участия в долевом строительстве N 162КВ от 04.10.2013 и N 225КЛ от 25.12.2013 года на общую сумму сумма
При таком положении Договор N 162 КВ участия в долевом строительстве объекта недвижимого имущества от 04.10.2013 года не может считаться оплаченными путем зачета взаимных требований на основании вышеуказанного Соглашения N 1-3-4-5/G-Z от 01.06.2015. С учетом указанного обстоятельства по данному основанию определением Арбитражного суда адрес от 18.01.2018 ООО "ГРС Девелопмент" отказано во включении в реестр требований кредиторов должника.
Административные истцы указывая на то, что их требования не могут быть включены в реестр требований кредиторов ООО "Зордекс", обратились в суд и указывали на то, что местная администрация не формирует план мероприятий, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших инвесторов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией Богородского адрес допущено бездействие по формированию и утверждению плана мероприятий, направленных на защиту прав административных истцов, являющихся пострадавшими соинвесторами.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федеральным законом N 214-ФЗ установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим, уполномоченным органом на территории адрес принят Закон адрес N 84/2010-ОЗ от 01.07.2010 "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти адрес и органов местного самоуправления муниципальных образований адрес по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории адрес для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 Закона адрес N 84/2010-ОЗ).
Данным Законом адрес предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории адрес и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона адрес).
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 4 Закона адрес от 01.07.2010 N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес" (принят постановлением Мособлдумы от 24.06.2010 N 5/124-П) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.
Формирование плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соивесторов, и представление этого плана на согласование в Уполномоченный орган является гарантией защиты прав и законных интересов пострадавших граждан; неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав административного истца, включенного в реестр пострадавших граждан.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определилхарактер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования, поскольку со стороны административного ответчика, не представлены доказательств того, что Администрацией Богородского адрес соблюдены требования пункта 8.1 части 1 статьи 4 Закона адрес от 01.07.2010 N 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории адрес", суду таких доказательств представлено не было, соответственно административным ответчиком не исполнена обязанность по несению бремени доказывания, предусмотренной частью 11 статьи 226 КАС РФ, в связи с чем действия (бездействия) Администрацией Богородского адрес по неисполнению возложенных обязанностей по формированию плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объектов, расположенных по адресу: адрес, г. адрес, Жилой Комплекс "Экоград-Обухово" и защиту прав пострадавших соивесторов, и предоставления его на согласование в Министерство строительного комплекса адрес являются незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерством жилищной политики направлено обращение в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительств о принятии решения о финансировании мероприятий по обеспечению прав граждан - участников долевого строительства жилых домов на территории адрес основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда не являются, поскольку не свидетельствуют о выполнении Администрацией адрес требований законодательства по формированию плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемных объектов.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрено ходатайство административного ответчика об отложении судебного разбирательства, которое состоялось 18.11.2020 года. Согласно протоколу судебного заседания от указанной даты соответствующее ходатайство было разрешено судом, в его удовлетворении было отказано, в связи с чем процессуальные права административного ответчика нарушены не были.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 18.11.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Администрации Богородского адрес - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.