Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Р.Б. Михайловой, О.В. Гордеевой, при секретаре Ю.К. Мироновой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов Г.М. Вирясовой, С.А. Овчинникова по доверенности фио на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2021 года по административному иску Г.М. Вирясовой, С.А. Овчинникова к избирательной комиссии ВМО в городе Москве муниципального округа Щукино о признании незаконными решений об утверждении текста избирательного бюллетеня и текста информационного плаката в части указания должности и места работы кандидатов в депутаты
УСТАНОВИЛА:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 10 июля 2021 года N1/1 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино.
Решение о назначении выборов опубликовано 12 июля 2021 года в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
Решениями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 16 августа 2021 г. N11/17, N12/18 Г.М. Вирясова, С.А. Овчинников зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве по многомандатному избирательным округам N3, N5.
Решениями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 и 7 сентября 2021 года утверждены тексты избирательного бюллетеня и информационного плаката, в котором место работы Г.М. Вирясовой указано - менеджер продукта в ООО "ИГЛУ", а статус С.А. Овчинникова указан - военнослужащий в/ч 52295.
Выражая несогласие с этими решениями, административные истцы указали, что с момента их регистрации кандидатами в депутаты изменилось их положение (статус). В частности, должность Г.М. Вирясовой по месту работы в ООО "ИГЛУ" стала именоваться "руководитель группы разработки тестов", а С.А. Овчинников утратил статус военнослужащего и перешел на работу в РООП "Национальный комитет по защите прав потребителей", о чем избирательная комиссия была уведомлена. Таким образом, по мнению истцов, текст избирательного бюллетеня и информационного плаката, утвержденный избирательной комиссией содержит в себе недостоверную информацию в части указания должности и места работы кандидатов в депутаты, что нарушает принцип равенства кандидатов в депутаты и вводит в заблуждение избирателей.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя административных истцов Г.М. Вирясовой, С.А. Овчинникова по доверенности фио ставится вопрос об отмене решения суда.
Представитель административных истцов Вирясовой, С.А. Овчинникова по доверенности А.В. Рыбин в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино по доверенности фио решение суда просил оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что 27 августа 2021 года Г.М. Вирясова обратилась в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино, сообщив, что на текущий момент наименование ее должности в ООО "ИГЛУ" является "руководитель группы разработки проектов".
31 августа 2021 года с аналогичным заявлением обратился и С.А. Овчинников, сообщив, что он утратил статус военнослужащего и перешел на работу в РООП "Национальный комитет по защите прав потребителей".
Решениями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2021 года N18/1 и 7 сентября 2021 года N19/1 утверждены тексты избирательного бюллетеня и информационного плаката, в котором место работы Г.М. Вирясовой указано - менеджер продукта в ООО "ИГЛУ", а статус С.А. Овчинникова указан - военнослужащий в/ч 52295.
Спор возник по поводу возможности внесения изменений в тексты избирательного бюллетеня и информационного плаката.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что возможность внесения изменений в избирательные бюллетени и информационные плакаты ограничена во времени, поэтому пришел к выводу о законности оспариваемых решений избирательной комиссии.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.
Пунктом 3 статьи 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1. ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу пункта 4 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 15 дней до дня голосования в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления избирательной документации (часть 12 статьи 66 Избирательного кодекса Москвы).
Изложенное позволяет прийти к выводу, что вопрос о внесении изменений в сведения о кандидате, ранее предоставленные в избирательную комиссию, строго регламентирован во времени, что обусловлено необходимостью подготовки к изготовлению избирательной документации.
В рассматриваемой ситуации, такие изменения в сведения о кандидатах в депутаты возможно было сделать до 18 часов 00 минут 12 августа 2021 года, однако эти сроки кандидатами не соблюдены.
Этого не учитывают доводы апелляционной жалобы представителя административных истцов, которые основаны на ошибочном толковании норма права.
В то же время в тексте избирательных документов указана точная информация о кандидатах в депутаты Г.М. Вирясовой, С.А. Овчинникова, которую они сами сообщили в избирательную комиссию.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административными истцами не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.