Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Кращенко А.В., с участием прокуроров Макировой Е.Э. и Левенко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1815/2021 по административному иску ОАО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ" о признании не действующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 28.11.2017 г. N 911-ПП, от 27.11.2018 г. N 1425-ПП, от 26.11.2019 г. N 1574-ПП и от 24.11.2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию соответственно на 01.01.2018 г, на 01.01.2019 г, на 01.01.2020 г. и на 01.01.2021 г. (далее - Перечни на 2018, 201, 2020 и 2021 годы).
Под пунктами 7242, 7243, 7244 и 7245 в Перечень на 2018 год, под пунктами 8116, 8117, 8118 и 8119 в Перечень на 2019 год, под пунктами 15717, 3742, 21795 и 18758 в Перечень на 2020 год включены нежилые здания:
- с кадастровым номером ***;
- с кадастровым номером ***;
- с кадастровым номером ***;
- с кадастровым номером ***.
Кроме того, здания с кадастровыми номерами *** и *** в ключены в Перечень на 2021 год под пунктами 3645 и 3466.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2018-2021 гг. со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь на то, что является правообладателем указанных выше зданий, которые являются частью имущественного комплекса и которые согласно оспариваемым пунктам были включены в Перечни, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось, между тем, названные строения не подлежали включению в Перечни, как не отвечающие признакам, которые определены ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и положениями ст. 378.2 НК РФ.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и указал, что на базе имущественного комплекса по адресу: г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, владение 1 его доверитель осуществляет производственную деятельность в области систем железнодорожной автоматики, в частности, в здании с кадастровым номером *** размещен испытательный центр; в здании с кадастровым номером *** размещено технологическое оборудование сборочного цеха, а в зданиях с кадастровыми номерами *** и *** размещены службы обеспечения деятельности его доверителя и управления производством, помещения которых сотрудниками Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) были необоснованно отнесены к офисам.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы в суд явился, иск не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения, где указал, оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает, и при наличии составленных Госинспецией актов о фактическом использовании спорных зданий у его доверителя имелись основания для их включения в Перечень.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, и исследовав материалы дела и проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Положения ч. 8 ст. 213 вышеназванного Кодекса предусматривают, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником производственно-технологического комплекса, в составе которого находятся спорные здания (переход права зарегистрирован 30.06.2005 г, л.д. 38, т. 1), соответственно, с учетом положений ст.ст. 373-376 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и оспариваемого в части Перечня, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. с последующими изменениями, на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему объекта, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, как налогоплательщика, в связи с чем он вправе обращаться в суд с соответствующим требованием.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28.11.2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67 02.12.2014 г, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы". Также соответствуют приведенным выше требованиям и постановления Правительства Москвы от 28.11.2017 г. N 911-ПП, от 27.11.2018 г. N 1425-ПП, от 26.11.2019 г. N 1574-ПП и от 24.11.2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей по состоянию на начало соответствующих налоговых периодов 2018-2021 гг.) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
При наличии одного из приведенных выше условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
До 31.10.2017 г. года вид разрешенного использования земельных участков определялся на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. N 540 утверждены новые классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Как следует из представленные выписок из ЕГРН на спорные здания (л.д. 40-64, т. 1), все они размещены на земельном участке с кадастровым номером ***, а последний согласно выписке из ЕГРН (л.д. 65-73, т. 1) имеет вид разрешенного использования "для использования территории и эксплуатации зданий и строений завода по производству средств связи", - что не соответствует пп. 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний и в связи с чем здания не подлежали включению в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Рассматривая вопрос о фактическом использовании зданий по состоянию на дату их обследования сотрудниками Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, суд исходит из следующего.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ", постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Согласно пункту 2.4. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации) и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.
Как было установлено в судебном заседании, принадлежащие административному истцу спорные нежилые здания были включены в оспариваемые пункты Перечней на 2018-2021 гг. по виду их фактического использования, то есть по критериям, установленным п/п. 2 п. 3 п/п. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, а основанием для их включения в названные Перечни явились составленные Госинспекцией акты о его фактическом использовании:
- N 9028323 от 06.04.2016 г. (л.д. 86-95, т. 1) и N 9120909/2ОФИ от 30.10.2020 г. (л.д. 96-115, т. 1) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***;
- N 9020888/ОФИ от 29.03.2017 г. (л.д. 116-130, т. 1) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***;
- N 9028322 от 06.04.2016 г. (л.д. 131-141, т. 1) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***;
- N 9028411 от 06.04.2016 г. (л.д. 142-154, т. 1) и N 9120916/2ОФИ от 30.10.2020 г. (л.д. 155-176) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***.
Согласно перечисленным выше актам Госинспекции, для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ используются более 20 % площади всех спорных зданий.
Вместе с тем, названные выше акты Госинспекции о фактическом использовании спорных зданий нельзя признать соответствующим требованиям пунктов 2.4, 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в них не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих подпункту 4 пункта 1.4 Порядка, согласно которому под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемое для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов, - не связанное с производственным процессом.
Согласно сведениям, содержащимся актах N 9028323 от 06.04.2016 г. (л.д. 86-95, т. 1) и N 9120909/2ОФИ от 30.10.2020 г. (л.д. 96-115, т. 1) в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, соответственно 100 % и 98, 94 % его площади по состоянию на дату обследований использовалось для размещения офисов, то есть для целей, предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. В то же время, из имеющихся в актах фототаблиц следует, что к числу офисных были отнесены помещения, где размещены службы административного истца, в том числе сектор труда и заработной платы, сектор комплектации, бухгалтерия, департамент по экономике и финансам и проч, - что объективно подтверждает сведения об использовании данного здания, приведенные в представленной истцом справке, и что не может быть отнесено к числу офисов применительно к понятиям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Таким образом, в числе офисных были учтены помещения, используемые для размещения сотрудников административного истца, основным видом деятельности которого является производство средств железнодорожной автоматики.
Согласно сведениям, содержащимся акте N 9020888/ОФИ от 29.03.2017 г. (л.д. 116-130, т. 1) в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, вся его площадь используется для размещения офисов, однако, никаких объективных данных, подтверждающих данное утверждение, в акте не приведено, а на приобщенной к акту единственной фотографии внешнего вида здания отсутствуют какие-либо признаки, позволяющие отнести его к числу офисно-деловых центров, кроме того, из приобщенной к акту технической документации (экспликации) следует, что здание является производственным.
Согласно сведениям, содержащимся акте N 9028322 от 06.04.2016 г. (л.д. 131-141, т. 1) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, для размещения офисов используется 51, 72 % его площади, однако, само по себе наличие мебели и оргтехники в ряде помещений данного здания не свидетельствует о ведении самостоятельной офисно-деловой деятельности, не связанной с процессом обеспечения производства.
Согласно сведениям, содержащимся актах N 9028411 от 06.04.2016 г. (л.д. 142-154, т. 1) и N 9120916/2ОФИ от 30.10.2020 г. (л.д. 155-176) - в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, соответственно 100 % и 85, 77 % его площади по состоянию на дату обследований использовалось для размещения офисов, то есть для целей, предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. В то же время, из имеющихся в актах фототаблиц следует, что к числу офисных были отнесены помещения, где размещены службы административного истца, в том числе отдел кадров, главный инженер и иные, - что объективно подтверждает сведения об использовании данного здания, приведенные в представленной истцом справке, и что не может быть отнесено к числу офисов применительно к понятиям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Таким образом, в числе офисных были учтены помещения, используемые для размещения сотрудников административного истца, осуществляющего производственную деятельность. Тот же вывод следует и из раздела 2 акта N 9120916/2ОФИ от 30.10.2020 г, где в комментариях содержится указание на размещение в здании заводоуправления.
То обстоятельство, что истец использует спорные здания для осуществления производственной деятельности и управления этой деятельностью, дополнительно подтверждается представленными штатными расписаниями, действовавшими на даты утверждения оспариваемых перечней, а также сертификатами соответствия выпускаемой продукции и лицензиями на осуществление определенных видов деятельности, не относящейся к офисно-деловой.
Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные нежилые здания не отвечают признакам административно-деловых и (или) торговых центров по смыслу пунктов 3, 4 ст. 378.2 НК РФ и пунктов 1, 2 ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64.
О ценив представленные доказательства в совокупности, исходя из того, что административным ответчиком не выполнена обязанность по доказыванию, предусмотренная ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности заявленных требований и считает, что включение указанного спорных зданий в Перечни на 2018-2021 гг. противоречит требованиям статьи 378. 2 НК РФ и ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N64.
Согласно положений ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2018-2021 гг.
На основании изложенного выше, оспариваемые пункты Перечней на 2018-2021 годы "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" признаются несоответствующими положениям пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования в полном объеме.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что постановления Правительства Москвы от 28.11.2017 г. N 911-ПП, от 27.11.2018 г. N 1425-ПП, от 26.11.2019 г. N 1574-ПП и от 24.11.2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП" были введены в действие с 01 января следующего за принятием постановлений года.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 КАС РФ суд считает необходимым признать не действующими оспариваемые пункты Перечней на 2018-2021 гг. с начла соответствующих налоговых периодов.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ и п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующими:
- с 01 января 2018 года - пункты 7242, 7243, 7244 и 7245 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
- с 01 января 2019 года - пункты 8116, 8117, 8118 и 8119 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
- с 01 января 2020 года - пункты 15717, 3742, 21795 и 18758 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
- с 01 января 2021 года - пункты 3645 и 3466 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ" 4 500 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.