Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1927/2021 по административному исковому заявлению ООО "НПП "ТЕМП" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890 рублей в акте N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года, - обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НПП "ТЕМП" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890 рублей, - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 21 июля 2020 года.
- признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 17 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 в размере 1 187 800 890 рублей.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 в размере 1 187 800 890 рублей, определенной по состоянию на 21 июля 2020 года и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 17 августа 2020 года на основании Акта N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425, установленной решением Московского городского суда от 19 августа 2019 года по делу N 3а-1227/2019 в размере 426 130 663 рублей.
В обоснование иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по адресу: город Москва, улица Бутырская, дом 46 строение 1.
В отношении объекта недвижимости была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1 184 462 406, 05 рублей.
Решением Московского городского суда от 19 августа 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости пересмотрена и установлена в размере 426 130 663 рублей. Решение вступило в законную силу 13 ноября 2019 года. 21 июля 2020 года в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда. В этот же день кадастровая стоимость по данным единого государственного реестра недвижимости снова изменилась, была определена по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890, 05 рублей. Изменения в кадастровой стоимости были связаны с уточнением площади объекта недвижимости по данным регистрирующего органа. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 167 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по адресу: город Москва, улица Бутырская, дом 46 строение 1.
В отношении объекта недвижимости была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1 184 462 406, 05 рублей.
Решением Московского городского суда от 19 августа 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости пересмотрена и установлена в размере 426 130 663 рублей. Решение вступило в законную силу 13 ноября 2019 года. 21 июля 2020 года в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда. В этот же день кадастровая стоимость по данным единого государственного реестра недвижимости снова изменилась, была определена по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890, 05 рублей. Изменения в кадастровой стоимости были связаны с уточнением площади объекта недвижимости по данным регистрирующего органа.
Из пояснений Управления Росреестра по Москве (л.д.65 т.1) следует, что на основании письма Департамента экономической политики и развития города Москвы Управлением Росреестра по Москве в рамках проведения верификации сведений из ЕГРН были выявлены дублирующие сведения об объекте недвижимости административного истца.
По результатам проведенных работ сведениям ЕГРН о площади объекта недвижимости в размере "10 682, 2 кв.м." присвоен статус "актуальные незасвидетельствованные", актуальное значение площади объекта составляет 10 659, 9 кв.м. Разница в площади составила 0, 29%.
При этом, в период между датами кадастровой оценки для объекта недвижимости административного истца с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 реальное изменение характеристик объекта недвижимости не произошло.
Как указал административный истец, в ЕГРН до настоящего времени содержатся сведения о площади объекта с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 в размере 10 682, 2 кв.м, которая существовала при принятии решения Московского городского суда от 19 августа 2019 года. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
При этом ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Федеральным законом сведений.
Никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, ввиду чего у административных ответчиков отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 21 июля 2020 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки. Несмотря на это, сведения о спорном объекте были включены Управлением Росреестра по г. Москве в сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", а последним произведен перерасчет кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
С учетом изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890 рублей в акте N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года.
Обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НПП "ТЕМП" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 по состоянию на 21 июля 2020 года в размере 1 187 800 890 рублей.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 21 июля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 17 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 в размере 1 187 800 890 рублей.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425 в размере 1 187 800 890 рублей, определенной по состоянию на 21 июля 2020 года и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 17 августа 2020 года на основании Акта N 02-7918/20-1-ОКС от 30 июля 2020 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021015:3425, установленной решением Московского городского суда от 19 августа 2019 года по делу N 3а-1227/2019 в размере 426 130 663 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.