Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам генерального директора ООО "Карамель" фио на постановление N 867/08/2020 начальника отделения по административной практике УВД ГУ МВД России по адрес от 20 ноября 2020 года, на решение судьи Тверского районного суда адрес от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Карамель",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 867/08/2020 начальника отделения по административной практике УВД ГУ МВД России по адрес от 20 ноября 2020 года ООО "Карамель" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Тверского районного суда адрес от 04 июня 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными актами генеральный директор ООО "Карамель" фио подал жалобы в Московский городской суд, в которых просил обжалуемые акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в том числе в связи с процессуальным нарушением, так как не были извещены на составление протокола об административном правонарушении.
В судебное заседание защитник ООО "Карамель" - фио явилась, доводы жалобы поддержала.
Также проверив материалы, дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобыприхожу к следующему к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Частью ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Основанием привлечения ООО "Карамель" к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства: 15 июля 2020 года в ходе выездной проверки по адресу: адрес установлен факт осуществления трудовой деятельности в качестве фасовщика гражданином адрес, паспортные данные в ООО "Карамель", однако ООО "Карамель" 12 декабря 2019 года не выполнена обязанность по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контрою и надзору в сфере миграции, в срок, не превышающий трех рабочих дней, о привлечении к трудовой деятельности вышеуказанного иностранного гражданина с 06 декабря 2019 года на территории города федерального значения Москва, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В обоснование вывода о совершении Обществом административного правонарушения положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 09 сентября 2020 года, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15 июля 2020 года; фотоматериал.
Вместе с тем должностное лицо и судья районного суда не учли следующее.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из доводов жалобы защита последовательно утверждала, что Общество не было извещено на составление протокола об административном правонарушении. Данный довод заслуживает внимание.
В материалах дела об административном правонарушении N 867/08/2020 содержится протокол об административном правонарушении, составленный в 09 сентября 2020 года инспектором отделения противодействия незаконной миграции ОКСМ УВМ ГУ МВД адрес майором полиции фио, в отсутствие законного представителя ООО "Карамель" и направленный Обществу по почте в 10 час. 27 мин. 09 сентября 2020 года.
Вместе с тем, в силу статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержатся разъяснения: поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
ООО "Карамель" по адресу: адрес направлена телеграмма о вызове законного представителя к 10 час. 30 мин. 09 сентября 2020 года на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
При этом, протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, направлен в адрес ООО "Карамель" 09 сентября 2020 года в 10 час. 27 мин.
Иных извещений на более раннее время материалы дела не содержат.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности и направление протокола об административном правонарушении ранее назначенного времени, исключает возможность соблюдения требований, определенных частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из пункта 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2. названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящий момент утрачена, в том числе, с учетом положения ст. 4.5 КоАП РФ. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5. названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление N 867/08/2020 начальника отделения по административной практике УВМ ГУ МВД России по адрес от 20 ноября 2020 года и решение судьи тверского районного суда адрес от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Карамель" подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Карамель" подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобы генерального директора ООО "Карамель" фио удовлетворить.
Постановление N 867/08/2020 начальника отделения по административной практике УВД ГУ МВД России по адрес от 20 июля 2020 года и решение судьи Тверского районного суда адрес от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Карамель" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.