Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГБУ "Гормост" ФИО на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по г. Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовство ФИО от 14 июля 2020 г. N 29/1, решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении ГБУ "Гормост",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по г. Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовство ФИО от 14 июля 2020 г. N 29/1, оставленным без изменения решением судьи Головинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2021 г, ГБУ "Гормост" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, защитник ГБУ "Гормост" ФИО просит вышеуказанные постановления отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала на отсутствие в материалах дела доказательства вины ГБУ "Гормост" отсутствуют.
В судебное заседание защитник ГБУ "Гормост" ФИО не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Защитник ГБУ "Гормост" ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Против рассмотрения дела в отсутствие защитника Новиковой Е.А. не возражала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ФИО, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи Головинского районного суда г. Москвы не нахожу.
Частью 2 ст. 8.48 КоАП РФ предусмотрено, что территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 Федерального закона 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 г. N 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела, 19 февраля 2020 г. должностными лицами Росрыболовства проведено плановое рейдовое мероприятия в г. Москве по соблюдению гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания по адресу: г. Москва, Ленинградское ш, д. 51.
В ходе рейдовых мероприятий выявлено, что ГБУ "Гормост", в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства допустило проведение строительных работ в водоохранной зоне водного объекта Химкинского водохранилища на территории Северного речного вокзала в отсутствие согласования на проведение таких работ с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Действия ГБУ "Гормост" квалифицированы по ст. 8.33 КоАП РФ.
Факт совершения ГБУ "Гормост" данного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; плановым (рейдовым) заданием; определением об истребовании сведений; протоколом об административном правонарушении; карточкой организации; фототаблицами; заключением Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 10 февраля 2020 г. об отказе ГБУ "Гормост" в согласовании проведения строительных работ по вышеуказанному адресу по причине отсутствия необходимых документов и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, должностное лицо, судья правильно признали их допустимыми доказательствами и положили в основу обжалуемых постановлений.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ГБУ "Гормост" в совершении вышеописанного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
К выводу о виновности ГБУ "Гормост" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ должностное лицо, судья пришли на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ГБУ "Гормост" в совершении вмененного правонарушения по делу не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ГБУ "Гормост" приняты все зависящие от него меры по соблюдению ст. 55, 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ГБУ "Гормост" состава вмененного административного правонарушения.
Более того, следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГБУ "Гормост" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях учреждения.
Утверждение защитника о том, что ГБУ "Гормост" по вышеуказанному адресу не вело работ, требующих согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, служить основанием к отмене обжалуемых постановлений не может.
В силу чч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно письменным объяснениям защитника ФИО, согласно которым по указанному адресу силами ГБУ "Гормост" велись строительные работы по капитальному ремонту на причалах Северного речного вокзала (л.д. 182).
С учетом изложенного, исходя из положений чч.1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ГБУ "Гормост" обязано было согласовать федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства проведение капитального ремонта объектов капитального строительства - на причалах Северного речного вокзала.
При таких обстоятельствах, действия ГБУ "Гормост" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено ГБУ "Гормост" должностным лицом в пределах санкции ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения судьи, постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по г. Москве Московско-Окского территориального управления Росрыболовство ФИО от 14 июля 2020 г. N 29/1, решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении ГБУ "Гормост" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.