Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Галерея-Алекс" по доверенности Иванова Д.В. на постановление заместителя начальника инспекции ОАТИ города Москвы от 26 ноября 2020 года N ***, решение судьи Тушинского районного суда города Москвы от 29 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, в отношении ООО "Галерея-Алекс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника инспекции ОАТИ города Москвы от 26 ноября 2020 года N *** ООО "Галерея-Алекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник ООО "Галерея-Алекс" по доверенности Иванов Д.В. подал на него жалобу в Тушинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 29 марта 2021 года приведенное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник Иванов Д.В. обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы ; судьей районного суда не учтен тот факт, что ООО "Галерея-Алекс" не является субъектом правонарушения, так как определение мест накопления отходов осуществляется балансодержателем, коим Общество не является; ответственность за данное правонарушение должно нести ООО "Спецтранс", которое несет ответственность за внешний вид контейнеров, состояние площадки и вывоз мусора, так как именно данное общество получает денежные средства от ООО "Галерея-Алекс" за оказанные услуги.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Галерея-Алекс", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника Гаспаряна С.Г, который поддержал доводы жалобы, настаивал на их удовлетворении и отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда.
Представители ОАТИ города Москвы Наташкина И.А. и Оброков В.Н. возражали против удовлетворения жалобы, указывали на законность и обоснованность вышеназванных актов.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданной жалобы, выслушав защитника Общества и представителя ОАТИ города Москвы оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, нарушение установленных Правительством города Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.7, 4.8 и 4.14 КоАП города Москвы, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно пунктам 3.4, 3.8, 3.9 указанных Правил, контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы.
Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на них должно соответствовать утвержденным Правительством Москвы нормам накопления ТБО и КГМ.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов.
В исключительных случаях допускается временная (на срок до 1 суток) установка на дворовых территориях бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных и благоустроительных работ, выполняемых юридическими и физическими лицами, при отсутствии на указанных территориях оборудованных площадок для установки бункеров-накопителей. Места временной установки бункеров-накопителей должны быть согласованы с балансодержателем территории.
При выполнении работ по вывозу КГМ по заявкам граждан владелец бункеровоза обязан уведомить балансодержателя территории о месте кратковременной установки бункера-накопителя.
Контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий.
Контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, времени вывоза ТБО. Контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы плотно закрывающейся крышкой, а на автозаправочных станциях (АЗС) запираться на замки.
В силу п. 3.2.1, 3.2.2 указанных Правил ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается:
по городскому жилищному фонду на управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖК, ЖСК);
по объектам, финансирование которых производится по городскому (муниципальному) заказу, на соответствующие службы заказчиков префектур административных округов и служб Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
по остальным территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании, на предприятия, организации, ведомства, иные хозяйствующие субъекты.
Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий, образующихся в результате хозяйственной деятельности, осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых, а также лимиты на размещение отходов и время их хранения в обязательном порядке согласовываются с архитектурно-планировочными управлениями (АПУ) административных округов, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Складирование отходов на территории предприятия вне специально отведенных мест и превышение лимитов на их размещение запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.
В порядке требований пункта 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ответственность за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - возлагается на предприятия, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
В силу пункта 10.1 Правил, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
Исходя из пункта 2.2.7 и пункта 2.2.10 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы путем проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Инспекторский состав Объединения на основании поручения начальника структурного подразделения Объединения осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования состояния внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе обследования территории главным инспектором ОАТИ города Москвы на основании поручения начальника инспекции ОАТИ города Москвы в 14 часов 47 минут 14 октября 2020 года по адресу: г. Москва, ***, выявлено, что ответственной организацией ООО "Галерея-Алекс", в нарушение требований пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.4, 3.8, 3.9 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, допущено на прилегающей территории к объекту торговли "Шоколадница" (арендатор помещения ООО "Галерея-Алекс", на оборудованной площадке (балансодержатель "Шоколадница")) и вне контейнерной площадки размещение контейнеров в технически неисправном состоянии; на контейнерной площадке, которая размещена вплотную к фасаду отдельно стоящего здания, где размещена "Шоколадница", навалы мусора, картонной тары, упаковочного материала, кассовых чеков, старых ценников, квитанции и.т.д, наличие повреждений контейнерной площадки; неплотное закрывание ворот; повреждение ограждения, наличие вмятин, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 стать 8.10 КоАП города Москвы.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина ООО "Галерея-Алекс" в его вина подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением начальника инспекции ОАТИ города Москвы о проведении мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства, санитарного состояния территории, контейнеров для сбора мусора, бункеров накопителей, контейнерных площадок, соблюдения хозяйствующими субъектами Правил содержания территорий, организации уборки обеспечения чистоты и порядка в городе Москве от 14 октября 2020 года N ***; рапортом главного инспектора инспекции ОАТИ города Москвы от 14 октября 2020 года N ***; фотоматериалом, полученным главным инспектором ОАТИ города Москвы в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксированы указанные выше нарушения Правил; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Галерея-Алекс" ; протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2020 года в отношении ООО "Галерея-Алекс" по части 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу, приведены доказательства, при этом, права, привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени составления протокола, копия протокола для сведения посредством Почты России направлена по адресу места нахождения юридического лица, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ города Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства, санитарного состояния территории, контейнеров для сбора мусора, бункеров накопителей, контейнерных площадок в городе Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
По смыслу пункта 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Анализ приведенной нормы указывает на то, что ответственность за нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, несут все юридические и физические лица, являющиеся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В данном случае была исследована территория, по адресу: г. Москва, ***, прилегающая к объекту торговли "Шоколадница", арендатором помещений которого является ООО "Галерея-Алекс", что с очевидностью усматривается из фотоматериала, которым зафиксировано, что на прилегающей территории к объекту торговли "Шоколадница", на оборудованной площадке и вне контейнерной площадки размещены контейнеры в технически неисправном состоянии; на контейнерной площадке, которая размещена вплотную к фасаду отдельно стоящего здания, где размещена "Шоколадница" навален мусор, площадка имеет следы повреждений, ворота плотно не закрываются, ограждение повреждено, имеются вмятины.
В связи с тем, что хозяйствующим субъектом является ООО "Галерея-Алекс", фактически использующее данную территорию, и именно данное общество должно нести ответственность за неудовлетворительное санитарное содержание указанной площадки.
Доводы стороны защиты о том, что ООО "Галерея-Алекс" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, являлись предметом оценки суда первой инстанции и были обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным, в решении суда.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Галерея-Алекс" правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.4, 3.8, 3.9 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Галерея-Алекс" имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
ООО "Галерея-Алекс" являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление 26 ноября 2020 года N ***, которым ООО "Галерея-Алекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции ОАТИ города Москвы, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке и надлежащим образом, копия постановления направлена в адрес общества посредством почты заказным письмом, что подтверждено документально.
Вопреки доводам жалобы, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ города Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО "Галерея-Алекс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу данного юридического лица по делу не усматривается, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в составленных процессуальных документах.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актами должностного лица административного органа и судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых постановления и решения, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству города Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного части 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья, решил:
постановление заместителя начальника инспекции ОАТИ города Москвы от 26 ноября 2020 года N ***, решение судьи Тушинского районного суда города Москвы от 29 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 КоАП города Москвы, в отношении ООО "Галерея-Алекс", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.