Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" по доверенности Коротеева К.Н. на постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2021г., которым АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
01 марта 2021г. ведущим специалистом - экспертом отдела по делам некоммерческих организаций ГУ Министерства Юстиции РФ по г. Москве И.Д. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ".
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Перовский районный суд г. Москвы, судьей которого принято указанное постановление, с которым не согласился защитник АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" по доверенности Коротеев К.Н. и просил указанное постановление отменить.
В судебное заседание защитник АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" по доверенности Коротеев К.Н. явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав явившегося защитника, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 08.06.2020), под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.24 того же Закона (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения), материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 25 декабря 2020 г. в ходе внеплановой документарной проверки ГУ Минюста России установлено, что АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" в проверяемом периоде осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер.
Согласно сайту Организации (*) - "Ключевая задача Организации, по мнению ее руководства, заключается в том, чтобы "сделать проблему домашнего насилия видимой и создать такие условия, чтобы пострадавшие знали, куда обращаться за помощью, а общество перестало бы обвинять их в произошедшем"".
В новостном разделе сайта Организации (*) публикуется информационный материал, посвященный, в основном, проблематике насилия над женщинами и детьми, однако, в нем присутствуют публикации с критикой "преследования" некоммерческих организаций (в том числе феменистских) или конкретных лиц, уличенных в пропаганде (возможной пропаганде) нетрадиционных сексуальных отношений (ЛГБТ) (*, *, *, *).
Организация активно участвует в продвижении и проведении кампании, направленной на принятие "закона о профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Соавторами законопроекта выступили в том числе, учредители Организации. Так, на официальном сайте Организации имеется не только специальный раздел, посвященный данному документу (*, *), но и отдельный сайт (*). Полный текст законопроекта размещен на портале *.
Петиция с требованием о принятии указанного законопроекта размещена на портале *. На момент проведения проверки петиция насчитывает более 900 тыс. подписавших ее человек.
Кроме того, Организация призывает граждан влиять на продвижение указанного законопроекта. На сайте (*) указано следующее: "Как только законопроект будет внесен, нам очень поможет, если Вы найдете на сайте Госдумы депутата своего, то есть, избранного Вами и/или который представляет Ваш избирательный округ, и напишите ему текст такого содержания: Как избиратель, округ которого Вы представляете в ГД РФ, требую поддержать законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в РФ".
Организация также вошла в число инициаторов обращения с требованием - "принять срочные меры для обеспечения защиты пострадавших от домашнего насилия в условиях изоляции в связи с коронавирусом", размещенного на портале "Российской общественной инициативы" (*). Обращение (инициатива) за номером * размещена в * года и доступна для голосования до *. Обращение имеет статус федерального и на момент проведения проверки число подписавших его составило более двух тысяч человек.
Об этом обращении также сообщается на сайте Организации, в статье под заголовком "Государство создает видимость, что держит ситуацию под контролем. Почему Уголовный кодекс РФ не защищает пострадавших от домашнего насилия" (*), размещенной *, а также в статье, размещенной * (*).
Кроме того, Организация размещает на своем официальном сайте контактные данные (телефон доверия) Кризисного центра "*" - Региональной общественной организации помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр "*" (ОГРН *), включенной * в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, за учетным номером *.
Согласно размещенному на сайте Организации отчету, за период с * года по * года (*), учредитель и директор Организации * принимала участие в следующих мероприятиях:
презентация авторского курса с * по адаптации Стамбульской Конвенции (Стамбульской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье) для обучения специалистов юридических профессий по работе с проблемой насилия над женщинами;
участие в Общественном Гражданском Форуме "*";
лекция о домашнем насилии в Школе дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ);
выступление на конференции "*";
выступление на конференции "*";
выступление в Страсбурге на форуме демократии, посвященном гендерному равенству;
выступление в двух секциях форума *;
участие в отчете * о проблеме домашнего насилия в России;
участие в конференции ЕС. "*";
участие в проекте "*".
На сайте * * размещена статья "Центр поддержки женщин "НАСИЛИЮ.нет" находится на грани закрытия", согласно которой, Организация получила грант российского представительства британского международного фонда * (*). Средства были выделены на семь месяцев, и за это время организация должна была выстроить систему, позволяющую обеспечивать себя самостоятельно за счет пожертвований частных доноров. Также статья содержит следующую информацию:
* в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена статья, согласно которой в * года в условиях пандемии коронавируса Организация вошла в число девяти некоммерческих и общественных организаций, которые обратились государственным органам Российской Федерации с просьбой принять меры для защиты жертв домашнего насилия в условиях карантина (*, *).
* Организация представила на официальном сайте (*) свой проект "*". В проекте приняли участие эксперты из МВД и кризисных центров, психологи и адвокаты, которые рассказали о необходимых действиях в случае физического или сексуального насилия.
В целях реализации проекта, составлен список видеоинструкций *).
На странице проекта указано, что * "*" является победителем конкурса * и реализуется, как и соответствующий раздел сайта Организации, при финансовой поддержке Европейской Комиссии.
На телеканале RTVI * прошел круглый стол, посвященный международной акции "*". В нем приняла участие, в том числе *. *).
Согласно сведениям, представленным Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (далее - Департамент), * в Департамент поступило коллективное уведомление о проведении публичного мероприятия (шествие и митинг). Одним из подписавших данное уведомление, является директор Организации *. Целями мероприятия заявлены:
призыв к решению проблемы дискриминации женщин, избавлению от различных форм сексизма, насилия по отношению к женщинам;
демонстрация протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия;
демонстрация несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов, в области равноправия, защиты женщин от насилия и дискриминации. За принятие закона о криминализации домашнего насилия.
Заявленная численность участников публичного мероприятия - * человек. Мероприятие прошло * в Парке культуры и отдыха "*" без нарушения общественного порядка.
Согласно представленным Организацией документам, а именно, договору пожертвования от *, Организация пожертвовала *денежные средства в размере * рублей, в целях использования последней полученных денежных средств, для оплаты административных штрафов участников митинга в поддержку журналиста *, проходившего в г. Москве *, что также подтверждается платежным поручением Акционерного общества "*" (далее - АО "*") от * N *.
Согласно представленным в материалы дела сведениям основными источниками формирования денежных средств и иного имущества Организации являются добровольные пожертвования на уставную деятельность российских, иностранных физических и юридических лиц, гранты из федерального и регионального бюджетов.
Организацией на проверку представлены сведения об открытых счетах в "*":
- * (расчетный счет RUR);
- * (расчетный счет USD);
- * (транзитный валютный счет USD);
- * (расчетный счет EUR);
- * (транзитный валютный счет EUR).
Согласно выпискам АО "*" о движении денежных средств по транзитным валютным и рублевым расчетным счетам, представленным Организацией, установлены источники поступления иностранных денежных средств на общую сумму * руб, в том числе следующих организаций за период с * по *:
Согласно Договору от * N * Благотворительный фонд "*" (*) безвозмездно передал Организации целевые денежные средства в форме пожертвования в сумме * фунтов стерлингов в рамках открытого конкурса проектов "*" и Благотворительной программы "*" * на реализацию проекта "*".
Целью благотворительной программы "*" является содействие укреплению и эффективной работе российских некоммерческих организаций через финансовую поддержку проектов НКО по работе с целевыми группами, поддержку профессионального обмена опытом и лучшими практиками с партнерами из других государств.
В бюджет проекта включены следующие статьи расходов: оплата труда исполнителей проекта (включая страховые взносы) - * фунтов стерлингов; оплата труда привлеченных специалистов (включая страховые взносы) - * фунтов стерлингов; офисные расходы - * фунтов стерлингов.
Согласно Отчетам целевого использования финансовых средств установлено, что полученные денежные средства от Благотворительного фонда "*" (Великобритания) направлены на оплату труда исполнителей проекта и привлеченных специалистов, включая страховые взносы, аренда офиса, приобретение оборудования и канцелярских товаров.
Согласно обращению * (*, адрес места нахождения: *) от * в адрес Организации * одобрил добровольное пожертвование в размере *0 долларов США для проекта Организации "НАСИЛИЮ.НЕТ".
Согласно обращению Комитета по положению женщин (*, адрес места нахождения *, *), в знак признания Организации перечислено добровольное партнерское пожертвование от организации
"*" (*) в размере * долларов США.
Согласно Соглашению о предоставлении пожертвования от *, * пожертвовала в адрес Организации денежные средства в размере * EUR для достижения уставных целей.
Поступление указанных денежных средств на расчетные счета Организации подтверждается бухгалтерскими документами, а также сведениями, поступившими от АО "*".
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Организация осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации и получает денежные средства, в том числе от иностранных источников.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с пунктом 6 статьи 2, пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" расположенного по адресу: *, имеет признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, сведения о которой подлежат включению в соответствующий реестр.
В нарушение абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" на дату завершения проверки с заявлением о внесении сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Организация не обратилась.
Таким образом, Главным управлением установлено осуществление Организацией политической деятельности путем участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иных действиях, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике и др.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: копией свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; уставом АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ"; выпиской из ЕГРЮЛ; информацией об организации в базе данных Минюста РФ; требованием Прокуратуры г. Москвы о проведении внеплановой проверки; распоряжением Минюста России; уведомлением о проведении внеплановой документарной проверки; актом проверки; распоряжением о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; запросом ГУ Минюста РФ по г. Москве; протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и иными письменными материалами дела.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило сообщение физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которое подтвердилось в ходе расследования и рассмотрения дела в суде, что согласуется с требованиями пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.", согласно которой, при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, имея в виду, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно данному Федеральному закону федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1). Так, согласно статье 28.1 КоАП Российской Федерации сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого Кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело о нем (часть 3).
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, этот Кодекс исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
Постановление о возбуждении дела и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Исследованные судьей доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ", события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ", пред приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как исследованные доказательства, а также доводы жалобы свидетельствуют о том, что такая возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" имелась.
При рассмотрении дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте постановления суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств, данной нижестоящей судебной инстанции, не имеется. Бремя доказывания судом районного суда распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Судом первой инстанции не был нарушен принцип непосредственного исследования доказательств, так как, судя по тексту оспариваемого судебного акта, судья районного суда оценил все доказательства на основании своего внутреннего убеждения путем сопоставления их как друг с другом, так и с фактическими обстоятельствами дела.
Вопреки доводам жалобы, нормами КоАП РФ не предусмотрено участие в судебном разбирательстве по данному делу прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора.
Равным образом, ссылка о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон в связи с отсутствием в судебном заседании лица, исполняющего функцию государственного обвинения, основана на ином толковании права и не влечет отмену или изменение судебного акта.
Следует так же отметить, что согласно КоАП РФ, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении и иные процессуальные документы, не являются обязательными участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ", объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа.
Доводы о противоречии положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" нормам международного права, в связи с чем они не должны подлежать применению, основаны на их субъективной трактовке и не могут быть приняты во внимание.
При этом данных подтверждающих данное утверждение заявителем не приведено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения, согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным административному наказанию.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" оставить без изменения, жалобу защитника АНО Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" по доверенности Коротеева К.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.