Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио в защиту ИП фио на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года, которым
индивидуальный предприниматель фио, (ОГРНИП: 314774615600424, ИНН: 773466647000, адрес регистрации: адрес), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по предоставлению услуг курения кальянов в кальянной "Библиотека Shisha Lounge" в занимаемых помещениях, расположенных по адресу: адрес, на срок 30 (тридцать) суток,
УСТАНОВИЛ:
14 декабря 2020 года ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио в отношении ИП фио был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Пресненский районной суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление, об изменении которого просит защитник фио, ссылаясь на нарушения норм процессуального права.
Решением судьи Московского городского суда от 30 декабря 2020 года постановление суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба защитника фио - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 года указанное решение судьи Московского городского суда отменено, дело направлено в Московский городской суд на новое рассмотрение.
ИП фио в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, направил в суд представлять свои интересы защитника по ордеру адвоката фио, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (далее - Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу положений ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст. 24 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 29 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ч. 3 ст. 39 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по адрес от 12.03.2020 N 1 предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV в организациях и на объектах, расположенных на территории адрес с 12 марта 2020 года до особого распоряжения.
Согласно пунктов 1.2, 8.3, 9.8 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
Организациями обеспечивается выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
В силу пунктов 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы адрес;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 3.2, 3.5, 3.6.1 СП 3.5.1578-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" настоящие санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.
На складе устанавливаются металлические стеллажи для хранения мелкотарных дезинфекционных средств и деревянные полки для хранения стеклянных бутылей с дезинфекционными средствами.
Дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
Фасовку, приготовление рабочих растворов, эмульсий, приманок, импрегнацию белья инсектицидами, репеллентами с последующей сушкой и т.д. проводят в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. В этих помещениях не допускается хранение личных вещей, пищевых продуктов, присутствие посторонних лиц, прием пищи, курение.
Дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.
В соответствии с п.п. 1, 3.1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с 5 марта 2020 года в адрес введён режим повышенной готовности, в связи с чем введён запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по адрес от 12.03.2020 N 1 предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV в организациях и на объектах, расположенных на территории адрес с 12 марта 2020 года до особого распоряжения.
В силу требований п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении, в том числе курения кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
Как усматривается из материалов дела, 26 ноября 2020 г. в период времени с 18 час. 50 мин. по 20 час. 40 мин. по адресу: адрес (кальянная "Библиотека Shisha Lounge"), должностным лицом Управления Роспотребнадзора по адрес был проведён осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и территорий, в ходе которого выявлены нарушения ИП фио требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершённые в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а именно: кальянная осуществляет деятельность в нарушение указа Мэра Москвы от 08.07.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности"; в кальянной не организованы дезинфекционные мероприятия (отсутствуют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке), что является нарушением ст.ст. 11, 24, ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.1, 4.1, 4.4 СП 3.1.3.3597-20, п.п. 1.2, 8.3, 9.8 СП 3.1.2.3117-13, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 1.2, 1.3, 3.2, 3.6.1 СП 3.5.1378-03.
Указанные действия ИП фио квалифицированы судом первой инстанции по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП фио подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении от 14 декабря 2020 года; протоколом о временном запрете деятельности индивидуального предпринимателя от 14 декабря 2020 года; фотоматериалом; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26 ноября 2020 года; выпиской из ЕГРИП в отношении ИП фио и иными материалами дела
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновности ИП фио в его совершении, вопреки доводам жалобы, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы жалобы о том, что ИП фио не был извещён о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что ИП фио надлежащим образом извещался об указанной дате путем направления ему по месту жительства, указанному в паспорте: адрес (л.д. 20-21), соответствующего уведомления заказной почтовой корреспонденцией (ИПО...). Согласно отчета об отслеживании почтовой корреспонденции указанное письмо 2 декабря 2020 года прибыло в место вручения. Вместе с тем, фио за получением данного уведомления по извещениям отделения почтовой связи не явился, в связи с чем данная корреспонденция была возвращена почтой в орган административной юрисдикции с отметкой "истёк срок хранения" 10 декабря 2020 года (л.д. 6-7). Указанные обстоятельства свидетельствуют, что фио были созданы все условия для реализации его права на личное участие в составлении протокола об административном правонарушении.
При этом представленный стороной защиты ответ УФПС адрес от 18 января 2021 года N 2.1.5.2.2-01-53/0030352015 о том, что почтовая корреспонденция (ИПО...) была направлена ИП фиоБ, по иному адресу: адрес (л.д. 94), не могут принять во внимание. Согласно ответа УФПС адрес от 26 июня 2021 года N 2.1.5.2.2-01-53/0031053839 почтовое отправление (ИПО...) было направлено фио по правильному адресу: адрес (л.д. 135).
Указанное обстоятельство подтверждается также копией почтового конверта (л.д. 136).
При таких обстоятельствах должностное лицо вправе было составить протокол в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, что не противоречит положениям ст. ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Наличие в протоколе ошибочного номера в строении адреса кальянной "Библиотека Shisha Lounge" не свидетельствует о его недействительности, поскольку в постановлении судьи адрес указан верно.
При этом учитываю, что защитник ИП фио не отрицали факт проведения проверки именно кальянной "Библиотека Shisha Lounge".
Довод о приобретении для сотрудников СИЗ и дезинфекционных материалов, не свидетельствует о том, что ИП фио контролировал их использование.
Поскольку в рассматриваемой ситуации уполномоченным органом осуществлялся осмотр помещений и территорий на наличие нарушений и соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенных в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), а не по проверке деятельности заявителя нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также нормы Административного регламента, утвержденного Приказом от 16.07.2012 N 764, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности предприятия общественного питания, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, назначено ИП фио в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, его общественной опасности, спецификой деятельности приостановленного объекта, наличия в адрес действующего режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для изменения постановления, в том числе в части назначенного наказания в виде приостановления деятельности, не имеется.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ИП фио к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя фио, (ОГРНИП: 314774615600424, ИНН: 773466647000, адрес регистрации: адрес) оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.