Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими в части пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 366-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год", подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 367-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год", в части пункта 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 368-П "О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области" по апелляционной жалобе Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца акционерного общества "Оборонэнерго" - Чарушниковой А.В, представителя административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - Дьяконовой М.В, представителя заинтересованного лица публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - Строгановой Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 366-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год" (далее также приказ N 366-П).
30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 367-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год" (далее также приказ N 367-П), 30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 368-П "О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области" (далее также приказ N 368-П).
Тексты приказов N 366-П, N 367-П, N 368-П опубликованы 12 января 2021 года в газете "Ульяновская правда" N 1 (24.375).
Акционерное общество "Оборонэнерго" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в течение всего периода действия в части пункта 32 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 366-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "Россети Волга" и АО "Оборонэнерго", подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 367-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год", в части пункта 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 368-П "О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области" в части внесения изменений в строку 7 Приложения к Приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года N 06-482 "Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы" в части установления НВВ АО "Оборонэнерго" на 2021 год, возложении обязанности по изданию заменяющих нормативных актов.
Заявление мотивировано тем, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области.
Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года N 06-482 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО "Оборонэнерго", на долгосрочный период регулирования - с 2020 по 2024 годы; на 2021 год размер НВВ установлен в 19 949, 69 тыс.руб.
Приказом N 368-П от 30 декабря 2020 года в приказ N 06-482 (Приложение строка 7) внесены изменения, размер НВВ АО "Оборонэнерго" на 2021 год установлен в 18 054, 11 тыс.руб.
Приказом N 367-П от 30 декабря 2020 года установлены единые котловые тарифы на 2021 год.
Приказом N 366-П от 30 декабря 2020 года установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год: в том числе, пара АО "Оборонэнерго" - ПАО "МРСК Волги" с разбивкой по полугодиям (строка 32 Приложения к приказу).
Оспариваемыми приказами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов АО "Оборонэнерго" выразилось в проведении корректировки НВВ на 2021 год с нарушением тарифного законодательства, что привело к занижению НВВ и установлению ее в экономически необоснованном размере.
При расчете НВВ на 2021 год расчет тарифным органом произведен в нарушение положений пунктов 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрический энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При определении итогового значения НВВ Агентством применена величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, тогда как административный истец относится к сетевым организациям, на которые данные законоположения не распространяются, поскольку НВВ АО "Оборонэнерго" за три последних периода регулирования не превысила 10% суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрический энергии.
При корректировке НВВ на 2021 год в нарушение пункта 9 Методических указаний приняты во внимание и учтены фактические значения параметров расчета тарифов за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, тогда как необходимо учитывать значения лишь по итогам истекшего периода, то есть, за 2019 год.
Поскольку размер оспариваемой необходимой валовой выручки был использован при последующем расчете и установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, а также индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии, то АО "Оборонэнерго" полагает, что и приказы N 366-П и N 367-П также следует признать недействующими.
Решением Ульяновского областного суда от 15 июня 2021 года было постановлено: "административное исковое заявление акционерного общества "Оборонэнерго" об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 368-П "О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области" в части внесения изменений в строку 7 Приложения к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года N 06-482 "Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года" в части установления необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" на 2021 год.
Признать недействующими со дня принятия подпункты 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 367-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 30 декабря 2020 года N 366-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "Россетти Волги" и АО "Оборонэнерго" на территории Ульяновской области (строка 32 приложения к указанному приказу).
Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Не согласившись с решением суда, административный ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым исковые требования акционерного общества "Оборонэнерго" оставить без удовлетворения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит апелляционную жалобу административного ответчика оставить без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения, в которых считал необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца доводы апелляционной жалобы считала необоснованными.
Представителя заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы считала обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области.
Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года N 06-482 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО "Оборонэнерго", на долгосрочный период регулирования - с 2020 по 2024 годы; на 2021 год размер НВВ установлен в размере 19 949, 69 тыс.руб.
30 апреля 2020 года АО "Оборонэнерго" обратилось в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии оказываемые АО "Оборонэнерго" филиал "Уральский" потребителям Ульяновской области и корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год.
30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 368-П "О признании утратившими силу приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области", которым пунктом 6 внесены изменения в строку 7 Приложения к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года N 06-482 "Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года" в части установления необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" на 2021 год в размере 18 054, 11 тыс.руб.
30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 367-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2021 год".
30 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ N 366-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2021 год".
Тексты приказов N 366-П, N 367-П, N 368-П опубликованы 12 января 2021 года в газете "Ульяновская правда" N 1 (24.375).
При расчете для АО "Оборонэнерго" необходимой валовой выручки на 2021 год орган регулирования применил механизм распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов исходя из абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования, с учетом периодов 2015 - 2018 гг.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из данной нормы следует, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из материалов дела следует, что величина необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" за три последних периода регулирования ниже 10 процентов (менее 1 процента), в связи с чем действие абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования в части применения механизма распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов на общество не распространяется.
Возможность исключения из состава необходимой валовой выручки ранее учтенных экономически не обоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрены абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.
При этом суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда о том, что при корректировке тарифов на 2021 год с учетом пунктов 9 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, экономически не обоснованные расходы могут быть исключены, равно как компенсированы выпадающие доходы регулируемой организации, - только по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
Так, при установлении тарифов на 2021 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, является 2019 год, следовательно, корректировка административного ответчика с учетом данных 2015 - 2018 гг. является неправомерной.
Поскольку необходимая валовая выручка АО "Оборонэнерго" на 2021 год рассчитана неправильно, то размер единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год, а также размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК Волги" на 2021 год, - также подлежат пересчету.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые в части приказы N 368-П, N 367-П, N 366-П противоречат Федеральному закону "Об электроэнергетике", Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушают в связи с этим права и законные интересы административного истца.
Несогласие тарифного органа с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место существенное нарушение судом норм права.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.