Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Агропромпарк" о признании недействующими в части решения Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 "Об утверждении генерального плана города Ульяновска" и решения Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске"; признании недействующими полностью решения Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" и решения Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк", по апелляционным жалобам администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновской Городской Думы на решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного ответчика Ульяновской Городской Думы ФИО1 представителя заинтересованного лица администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска ФИО2, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры РФ Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года утвержден генеральный план города Ульяновска.
Решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года утверждены Правила землепользования и застройки в г.Ульяновске.
Решением Ульяновской Городской Думы г.Ульяновска N 91 от 23 июля 2014 года были внесены изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске".
Решением Ульяновской Городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года было утверждено Положение "Об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года было принято решение "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Административный истец обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими:
- решения Ульяновской Городской Думы N 83 от 27.06.2007 "Об утверждении генерального плана г.Ульяновска в части планирования расположения в генеральном плане г.Ульяновска особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N;
- решения Ульяновской Городской Думы г.Ульяновска от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года в части указания в п. 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Также административный истец просил признать недействующими полностью решение Ульяновской Городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" и решение Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
В обоснование требований административный истец указал на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 440 820 кв.м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Данный земельный участок был образован в результате нескольких разделов земельного участка с кадастровым номером N собственником которого административный истец являлся с 2012 года.
До приватизации земельный участок с кадастровым номером N, начиная с 1967 использовался совхозом "Карлинский" для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок никогда не являлся муниципальной собственностью.
В границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N была создана особо охраняемая природная территория местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", которая занимает 59% площади принадлежащего административному истцу земельного участка.
Создание данной территории нарушает права административного истца, поскольку делает невозможным использование принадлежащего ему земельного участка по назначению (для сельскохозяйственного производства).
Кроме того указывает на то, что при принятии решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" были нарушены положения части 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В данном случае ООПТ местного значения создана на земельном участке, находящегося в собственности административного истца.
Решением Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года административное исковое заявление ООО "Агропромпарк" удовлетворено. Постановлено: признать недействующими с даты вступления в законную силу решения суда:
- генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении генерального плана город Ульяновска" в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:070901:571 (Приложение N 1, карта функциональных зон);
- пункт 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зелёного фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" к решению Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске";
-решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк";
- решение Ульяновской Городской Думы от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
В апелляционных жалобах администрацией города Ульяновска, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновской Городской Думой ставится вопрос об отмене решения Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года в части признания недействующим с даты вступления в законную силу решения суда Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении генерального плана города Ульяновска" в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N (Приложение N 1, карта функциональных зон), и вынесении судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО "Агропромпарк" в указанной части.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, АО "Агропромпарк", прокуратурой Ульяновской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Ульяновской Городской Думы ФИО3, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, просила отменить решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года в части признания недействующим с даты вступления в законную силу решения суда Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении генерального плана города Ульяновска" в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N (Приложение N 1, карта функциональных зон), и вынесении судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО "Агропромпарк" в указанной части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска ФИО4 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, просила отменить решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года в части признания недействующим с даты вступления в законную силу решения суда Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении генерального плана города Ульяновска" в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N (Приложение N 1, карта функциональных зон), и вынесении судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО "Агропромпарк" в указанной части.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, а также муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых истцом решений об утверждении генерального плана г.Ульяновска и правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, в том числе изменений в такие планы, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частями 1 статьей 24 и 32 ГрК РФ генеральный план городского округа, а также правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83 утверждён Генеральный план города Ульяновска (далее - Генеральный план).
Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске утверждены решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года.
В последующем решениями Ульяновской Городской Думы N 31 от 26 марта 2008 года, N 91 от 23 июля 2014 года были внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки и утверждения Генерального плана г.Ульяновска и Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске и внесения изменений в Правила соблюдены. Оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Решением Ульяновской городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года было утверждено Положение "Об особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", которым, в том числе были утверждены границы указанной территории (л.д. 159-164 т.2).
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года в указанное выше решение были внесены изменения, согласно которым в новой редакции было изложено Приложение N 1 - графическое изображение особо охраняемой природной территории (далее по тексту- ООПТ) и координаты границ (л.д. 177 т.2).
Судом первой инстанции установлено, что установленное данным Приложением графическое изображение ООПТ и, соответственно, координаты границ ООПТ существенно отличаются от границ ООПТ, установленных в 2019 году.
Как следует из материалов дела, данные решения также приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия и порядка опубликования, что административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным Генерального плана в части расположения ООПТ местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N (Приложение N 1, карта функциональных зон), а также Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске в части включения в пункт 14 Приложения N3 к Правилам "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", суд первой инстанции исходил из необоснованности отображения в генеральном плане г. Ульяновска функциональной зоны ООПТ местного значения в границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N, при этом исходил из того, что суду не было представлено решение органов местного самоуправления о создании на указанной территории ООПТ местного значения, материалы, обосновывающие возможность создания ООПТ. При этом отметил, что отражение в генеральном плане ООПТ предполагает их объективное существование в действительности, учитывая, что особо охраняемой природной территорией может быть участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, сделаны в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьей 14, 62 и 84 КАС РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ Генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено включение в Правила землепользования и застройки карт градостроительного зонирования.
В соответствии с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особо охраняемые природные территории- участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В статье 2 закона в редакции, действовавшей на момент утверждения генерального плана, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений устанавливались следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Также было предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Согласно части 6 статьи 2 указанного закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 2 указанного закона особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Ульяновской области "Об особо охраняемых природных территориях областного значения N 96-ЗО, принятый 9 июля 2007 года, то есть после утверждения генерального плана г.Ульяновска, не регламентировал вопросы образования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 440 820 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Дата регистрации права - 18 августа 2020 года. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18 августа 2020 года.
Указанный земельный участок образован путем неоднократного раздела земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), площадью 39 102 518 кв.м, располагавшегося по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ОГУСП "Совхоз Карлинский", категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства".
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 26 февраля 2007 года.
С 3 апреля 2007 года по 3 октября 2012 года указанный земельный участок находился в государственной собственности Ульяновской области, с 19 июня 2009 года по 12 октября 2012 года - в постоянном (бессрочном) пользовании АО "Агропромпарк и с 3 октября 2012 года по 28 февраля 2013 года - в собственности АО "Агропромпарк. Снят с кадастрового учета 4 марта 2013 года в связи с разделом (л.д. 48-49 т.3).
Земельный участок с кадастровым номером N образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N земельный участок с кадастровым номером N образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N земельный участок с кадастровым номером N образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 48-49 т.3).
Судом первой инстанции установлено, что ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 2 620 540 кв.м занимает 59% площади принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N
Решением Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года утвержден генеральный план города Ульяновска, на основном чертеже которого (карта функциональных зон) отображена функциональная зона ООПТ местного значения (л.д. 179 т.2), которая располагалась в границах земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), площадью 39 102 518 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ОГУСП "Совхоз Карлинский", категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства", являющегося исходным для образования земельного участка с кадастровым номером N
На момент утверждения Генерального плана земельный участок с кадастровым номером 73 N находился в собственности Ульяновской области, использовался ОГУСП "Совхоз Карлинский" для сельскохозяйственного производства.
Согласно Положению об ООПТ, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 25.12.2019 г. N 146, ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" расположена на земельном участке, в котором устанавливаются особые режимы охраны и использования, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях.
Основным видом разрешенного использования в рекреационной зоне является спорт, земельные участки общего пользования. Основными видами разрешенного использования в зоне покоя являются охрана природных территорий.
Общая площадь земельного участка составляет 2620540 кв.м, из них: зона покоя - 1 388 131 кв.м, зона рекреации - 1 232 399 кв.м.
31 января 2020 года в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером границы 73:19-9.1 "Особо охраняемая природная территория местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Судом установлено, что создание ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" имело место с нарушением действующего федерального законодательства, ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" была создана в отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления о создании на указанной территории ООПТ местного значения, на земельном участке, не находящемся в собственности МО "город Ульяновск", в отсутствие доказательств расположения на указанном земельном участке природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Проанализировав нормы законодательства, подлежащего применению по данному делу, судом сделаны правильные выводы о необоснованности отображения в генеральном плане г.Ульяновска функциональной зоны особо охраняемых природных территорий местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что в результате расположения в границах принадлежащего истцу земельного участка ООПТ, административный истец лишен возможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки в г.Ульяновске изначально были утверждены решением Ульяновской Городской думы N 90 от 13 октября 2004 года, которые не содержали зонирование территории в районе земельного участка с кадастровым номером N и не содержали перечень ООПТ местного значения.
После утверждения в 2007 году генерального плана города Ульяновска, с целью приведения Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске в соответствии с генеральным планом г.Ульяновска, решением Ульяновской Городской Думы N 31 от 26 марта 2008 года были внесены изменения в Правила, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года. Согласно указанным изменениям Правила изложены в новой редакции.
В новой редакции Правил была введена зона ОТ1 - зона особо охраняемых природных территорий. В приложение N 3 к Правилам "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда города Ульяновска" под N 14 включена особо охраняемая природная территория местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" без указания площади указанной территории.
В качестве документа, обосновывающего придание объекту соответствующего статуса, указано решение Ульяновской Городской Думы N 83 от 27 июня 2007 года "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска".
Судом первой инстанции установлено, что отражение в Правилах ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" было произведено в отсутствие решения о создании ООПТ местного значения, а также материалов, обосновывающих ее создание (наличие на указанной территории природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Федеральным законом N 406-ФЗ от 28 декабря 2013 года статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" была изложена в новой редакции.
Согласно части 1 указанной статьи при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Проанализировав нормы законодательства, подлежащего применению по данному делу, а именно статью 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) суд первой инстанции верно отметил, что возможность создания ООПТ обусловлена нахождением на указанной территории природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Судом первой инстанции также верно отмечено со ссылкой на нормы части 8 указанной статьи, что органы местного самоуправления могут создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г.Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 (л.д.214 т.1). в реестр муниципального имущества был включен объект благоустройства - ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 3 500 000 кв.м. (л.д. 181 т.2).
Между тем, на момент издания указанного постановления границы ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" определены не были, границы ООПТ были определены только в 2019 году при утверждении Положения об ООПТ и уточнены в 2020 году.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Ульяновской области (л.д. 49 т.3), сведения о зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером границы 73:19-9.1 "Особо охраняемая природная территория местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" внесены в ЕГРН 31 января 2020 года. Земельный участок с кадастровым номером N указан в перечне земельных участков, входящих в данную зону.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, данный земельный участок находился в собственности АО "Агропромпарк" в период с 12 апреля 2013 года по 18 августа 2020 года, имел площадь 6 556 484 кв.м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и использовался по назначению. Данный земельный участок впоследствии был разделен на 2 земельных участка с кадастровыми номерами N
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" площадью 3 500 000 кв.м не могла быть включена в реестр муниципального имущества, поскольку располагалась на земельном участке, находящимся в частной собственности.
Решение об изъятии у АО "Агропромпарк" принадлежащего ему земельного участка в связи с нахождением на нем ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" суду не представлено.
Вышеуказанное постановление администрации г.Ульяновска явилось основанием для принятия Ульяновской Городской Думой решения N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", согласно которым в приложении N 3 "Перечень особо охраняемых природных территории и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" в отношении ООПТ "Карлинский пойменный ландшафтный парк" (п.14) была указана площадь ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" в размере 350 га, в графе - нормативные правовые акты о придании объекту соответствующего статуса" указано постановление администрации г.Ульяновска от 10 апреля 2014 года N 1615 (л.д.214 т.1).
Удовлетворяя требования административного истца о признании недействующим пункта 14 Приложения N 3 "Перечень особо охраняемых природных территорий и объектов зеленого фонда на территории муниципального образования "город Ульяновск" к решению Ульяновской Городской Думы N 90 от 13 октября 2004 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" с изменениями, внесенными решением Ульяновской Городской Думы N 91 от 23 июля 2014 года "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2007 года N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" в части включения в указанный Перечень особо охраняемой природной территории местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", суд первой инстанции исходил из того, что ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк" была создана за земельном участке, не находящемся в собственности МО "город Ульяновск", в отсутствие доказательств расположения на указанном земельном участке природных комплексов и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Судом также сделан обоснованный вывод, что в силу принципа соответствия Правил землепользования и застройки генеральному плану, при принятии судом решения о незаконности генерального плана города Ульяновска в части расположения особо охраняемой природной территории местного значения в границах земельного участка с кадастровым номером N (Приложение N 1, карта функциональных зон), незаконными являются и Правила землепользования и застройки г.Ульяновска, в части отражения территориальной зоны ОТ1 - "зона особо охраняемых природных территорий" в границах земельного участка с кадастровым номером N
Согласно части 9 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 12 статьи 2 указанного Федерального закона обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из материалов дела, во исполнение вышеприведенных положений законодательства решением Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 было утверждено Положение об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк". В указанном Положении определены границы ООПТ (л.д. 159-164 т.2).
Решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года в вышеуказанное решение внесены изменения - Приложение N 1 схема функциональных зон ООПТ и Приложение N 2 - границы ООПТ изложены в новой редакции. При этом границы ООПТ, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы N 53 от 10 апреля 2020 года, отличаются от первоначально установленных.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что на момент утверждения генерального плана и отображения на карте функциональных зон функциональной зоны ООПТ местного значения в районе земельного участка ОГУСП "Совхоз Карлинский", используемого для сельскохозяйственного производства, решение о создании ООПТ местного значения в установленном законом порядке не принималось, и границы указанной территории не определялись до 2019 года.
Учитывая незаконность придания территории, располагающейся в границах земельного участка с кадастровым номером N, статуса ООПТ местного значения "Карлинский пойменный ландшафтный парк", судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца о признании незаконными решений Ульяновской Городской Думы N 146 от 25 декабря 2019 года "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк" и N 53 от 10 апреля 2020 года N 53 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 25 декабря 2019 года N 146 "Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения "ПКО Карлинский пойменный ландшафтный парк".
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновской Городской Думы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.