Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Грушиной Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асадуллиной З.З. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Асадуллиной З.З. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 213 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины, для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес"
Также административный истец является сособственником (доля в праве 2/3) земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 614 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв. м. торговой площади), расположенного по адресу: "адрес". Сособственником (1/3 доли в праве) является заинтересованное лицо по делу Арсланов М.Х.
Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости.
Административный истец просила установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной их рыночной стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года административное исковое заявление Асадуллиной З.З. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 01 апреля 2021 года, удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 213 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины, для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес", равная его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 985 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 614 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв. м. торговой площади), расположенного по адресу: "адрес", равная его рыночной стоимости по состоянию на 11 ноября 2020 года, в размере 3 094 000 руб.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что Асадуллиной З.З. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1213 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины, для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес"
Также административный истец является сособственником (доля в праве 2/3) земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1614 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв. м. торговой площади), расположенного по адресу: "адрес". Сособственником (1/3 доли в праве) является заинтересованное лицо по делу Арсланов М.Х. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 02 марта 2021 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет 04 июля 2018 года, имел вид разрешенного использования "Для обслуживания и эксплуатации незавершённого административно-бытового корпуса и склада из легких конструкций", категории земель населенных пунктов и площадь 1614 кв. м.
11 ноября 2020 года внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "Универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв. м. торговой площади)".
Таким образом, в базу данных ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером N внесена кадастровая стоимость, которая составила 5 464 826, 46 руб, утверждена Актом определения кадастровой стоимости от 24 ноября 2020 года, имеет дату определения и применения - 11 ноября 2020 года, дату внесения - 01 декабря 2020 года.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлен отчет ООО "РегионЗемОценка" N03/03/21-ОС от 17 марта 2021 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 893 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 11 ноября 2020 года составляет 2 962 000 руб.
С целью установления действительной рыночной стоимости земельного участка по ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "Альпари".
Согласно заключению эксперта ООО "Альпари" N 1764/05/21 от 31 мая 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2019 года составляет 1 985 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 11 ноября 2020 года составляет 3 094 000 руб.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании результатов судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка заключения эксперта как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы заключения эксперта.
По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 КАС РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено экспертом отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", обладающим квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности по оценке недвижимости, застраховавшим ответственность и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости объекта оценки сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с указанием использованных методов и подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судебная коллегия полагает, что приведенные в заключение эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости на дату оценки по спорному сегменту, каждый объект-аналог сопоставлен с объектом оценки по ценообразующим факторам, выявлены различия, в связи с наличием которых, цена скорректирована с целью дальнейшего определения стоимости объекта недвижимости. В частности, экспертом учтены такие ценообразующие факторы, как передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав, условия продажи, условия рынка, вид использования и (или) зонирование, местоположение объекта, физические и экономические характеристики.
Данных о том, что экспертом не установлено фактическое использование объекта на дату оценки, некорректно осуществлен подбор объектов-аналогов, необоснованно не применена корректировка на местоположение, а также о том, что это повлияло или могло повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объекта исследования, административным ответчиком не представлено.
Административным ответчиком, не обладающим специальными познаниями, не доказана со ссылками на методологию необходимость введения дополнительных корректировок, между тем, эксперт, в компетенцию которого входит выбор корректировок в зависимости от ценообразующих факторов, обосновал необходимость либо отсутствие необходимости введения таких корректировок.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд обоснованно исходил из того, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы. Таких доказательств, стороной ответчика не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, решение суда постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем, в резолютивной части обжалуемого решения суда имеется описка, а именно в первом абзаце резолютивной части решения указано "административное исковое заявление Сидоркиной М.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 01 апреля 2021 года, удовлетворить", тогда когда надо указать "административное исковое заявление Асадуллиной З.З. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 01 апреля 2021 года, удовлетворить" которую в соответствии со статьей 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправить судом апелляционной инстанции, о чем указать в резолютивной части апелляционного определения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Исправить описку во втором абзаце резолютивной части решения суда указав "административное исковое заявление Асадуллиной З.З. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 01 апреля 2021 года, удовлетворить", вместо "административное исковое заявление Сидоркиной М.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 01 апреля 2021 года, удовлетворить".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.