Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Бухарова Алексея Александровича и его защитника Маслова Сергея Юрьевича, действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 1881011621020284051 от 2 февраля 2021 года, решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 14 июля 2021 года, вынесенные в отношении Бухарова Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 1881011621020284051 от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Татарстан от 14 июля 2021 года, Бухаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Бухаров А.А. и его защитник Маслов С.Ю. ставят вопрос об отмене вынесенных в отношении Бухарова А.А. постановления и судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее по тексту - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 24 января 2021 года в 03 часа 51 минуту на 9 км + 960 м автодороги Набережные Челны - Заинск - Альметьевск, транспортное средство "R400LA4X2HNA", государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является Бухаров А.А, в нарушение приведенных выше норм двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой на вторую ось 11, 268 тонн при предельно допустимой установленной приложением N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом осевой нагрузке 10 тонн, то есть с превышением осевой нагрузки на 12 %.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - "БИЗМЭН 7/Т-4П", идентификатор - 18-0004, поверка действительна до 23 декабря 2021 года.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, а также актом измерения N 2dde697b5e7c4d8f9325d63f0ef97fae от 24 января 2021 года, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 названного кодекса выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Бухарова А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного кодекса, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель указывает на отсутствие достаточных оснований для вывода о наличии в его деянии состава вмененного административного правонарушения, поскольку согласно выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог автомобильная дорога "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск" 9 км + 960 м, (место расположения АПВГК и взвешивания грузового автомобиля "R400LA4X2HNA", государственный регистрационный знак N), относится к категории 1Б, для которой класс нагрузки в силу пункта 4.4 ГОСТ Р 52748-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения" следует принимать равным 11, 5 тонн на ось.
Данный довод был предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, он не нашел своего подтверждения в ходе производства по делу и в рамках разрешения настоящей жалобы.
Вопреки утверждению заявителя предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства не зависит от категории автомобильной дороги.
Предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств установлены в приложении N 3 к названным выше Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства является размерной величиной (имеет единицу измерения тонна) и зависит не от категории автомобильной дороги, а от нормативной (расчетной) нагрузки на ось и числа колес на оси. Согласно пункту 4.4 "ГОСТ Р 52748-2007. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2007 года N 250-ст, категория автомобильной дороги учитывается при определении класса нагрузки, а не нагрузки на ось, и применяется при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
При рассмотрении настоящего дела допустимые нагрузки на оси транспортного средства определены правильно.
Согласно материалам дела, тип транспортного средства - автопоезд прицепной пятиосный (3+2), при этом вторая ось имеет двускатные колеса, входит в сдвоенную ось при расстоянии между сближенными осями свыше 1, 3 м до 1, 8 м (включительно).
В Приложении N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом приведена допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства для автомобильной дороги. При этом исходя из примечания "**" для групп сближенных сдвоенных и строенных осей приведена допустимая нагрузка на группу осей. Под нагрузкой на ось понимается масса, соответствующая нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность.
Согласно примечанию 3 для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящих примечаний.
Из ответа ГКУ "Главтатдортранс" от 19 ноября 2020 года N 8312 следует, что согласно пункту 4.2 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" на участке 9 км+960 м автомобильная дорога "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск" имеет 1 техническую категорию. Реконструкция данной автомобильной дороги не проводилась, конструкция дорожной одежды имеет расчетную нагрузку 10 тонн.
Как следует из представленных материалов дела, фактическая нагрузка на 2 ось без учета погрешности в 10% составила 12, 52 тонн. С учетом указанной погрешности фактическая нагрузка на ось составила 11, 268 тонн, что свидетельствует о превышении допустимой нагрузки на 12%, для которого необходимо специальное разрешение.
При таких обстоятельствах обоснованность привлечения Бухарова А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Бухарова А.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку упомянутые в жалобе судебные акты были вынесены по иным обстоятельствам конкретных дел.
Обоснованно опровергнуты доводы жалобы о недостоверности показаний системы "БИЗМЭН 7/Т-4П", использованной по настоящему делу как измерительный прибор.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Бухарова А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание назначено Бухарову А.А. в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года N 5-П, в наименьшем размере штрафа, предусмотренных для юридического лица, установленного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Постановление о привлечении Бухарова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления или судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 1881011621020284051 от 2 февраля 2021 года, решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 14 июля 2021 года, вынесенные в отношении Бухарова Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Бухарова А.А. и защитника Маслова С.Ю. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.