Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 июля 2021 года кассационную жалобу Чувашской республиканской общественной организации "Фонд Правосудие" на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 июня 2021 года по административному делу N 2а-1324/2021 по административному исковому заявлению Чувашской республиканской общественной организации "Фонд Правосудие" к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Никоновой О.Н, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконным предупреждения от 7 декабря 2020 года N.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чувашская республиканская общественная организация "Фонд Правосудие" в лице председателя правления Егорова В.А. (далее - ЧРОО "Фонд Правосудие", административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - начальник Управления) Никоновой О.Н, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление, административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что 7 декабря 2020 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в адрес ЧРОО "Фонд Правосудие" вынесено предупреждение N с обязанностью устранить допущенные нарушения законодательства Российский Федерации, представив в срок до 18 января 2021 года в Управление лично или заказным почтовым отправлением материалы, подтверждающие исполнение настоящего предупреждения.
По мнению административного истца, означенное предупреждение вынесено с нарушением подпункта 5 пункта 6, подпунктов 3 и 5 пункта 11, подпункта 3 пункта 7 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 456 (далее - Административный регламент), поскольку Управление без вынесения соответствующего распоряжения негласно собирало компрометирующие материалы на административного истца, до вынесения предупреждения не составила соответствующий акт, административному истцу для ознакомления, не затребовало объяснение по факту предполагаемого нарушения.
Ссылаясь на представленное в Управление 9 ноября 2020 года соглашение о расторжении договора аренды между индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) Павловым С.Л. и акционерным обществом "Издательско-полиграфический комплекс" "Чувашия" (далее - АО "ИПК "Чувашия") административный истец указывает на отсутствие правовых оснований использования ЧРОО "Фонд Правосудие" помещения, расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13. Полагает, что смены юридического адреса ЧРОО "Фонд Правосудие" не произошло, необходимость внесения изменений в учредительные документы отсутствовала, вынесение оспариваемого предупреждения является субъективным, предвзятым и не соответствующим фактическим обстоятельствам.
Административный истец просил суд: признать незаконным предупреждение от 7 декабря 2020 года N, вынесенное начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Никоновой О.Н.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 июня 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления ЧРОО "Фонд Правосудие" отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 июля 2021 года посредством почтового отправления через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель правления ЧРОО "Фонд Правосудие" Егоров В.А, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить постановленные по делу судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, нарушением норм процессуального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление ЧРОО "Фонд Правосудие".
Начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Никоновой О.Н. представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
Из материалов административного дела следует, что 17 августа 2021 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике направлены результаты проверочных мероприятий по факту соблюдения ЧРОО "Фонд Правосудие" пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По итогам означенной проверки выявлено, что ЧРОО "Фонд Правосудие" не находится по заявленному юридическому адресу, о чем 6 августа 2020 года составлен протокол осмотра объекта недвижимости об отсутствии организации по заявленному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу: "адрес"
Из протокола осмотра объекта недвижимости, произведенного 6 августа 2020 года, следует, что по адресу "адрес" расположено 8-этажное здание с нежилыми помещениями административного назначения. В ходе визуального осмотра установлено, что указанное здание является Домом печати. В ходе осмотра фасада здания никаких вывесок, иного указания, свидетельствующего о расположении в здании ЧРОО "Фонд Правосудие" не обнаружено.
В ходе проверки также установлено, что ЧРОО "Фонд Правосудие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с указанием его места нахождения: "адрес" на основании договора безвозмездного пользования между ИП Павловым С.Л. и ЧРОО "Фонд Правосудие", заключенного 15 января 2018 года. ИП Павлов С.Л. занимает нежилое помещение N на первом этаже нежилого помещения N по адресу: "адрес" на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с АО "ИПК "Чувашия".
ИП Павловым С.Л. по запросу Управления подтверждено заключение договора безвозмездного пользования от 15 января 2018 года с ЧРОО "Фонд Правосудие".
АО "ИПК "Чувашия" по запросу Управления от 6 октября 2020 года сообщено о наличии заключенного с ИП Павловым С.Л. договора аренды части нежилого помещения N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного на первом этаже нежилого помещения N по адресу: "адрес" соответствии с которым ИП Павлов С.Л. не праве сдавать арендуемое помещение в субаренду, безвозмездное пользование. АО "ИПК "Чувашия" не давало право указывать адрес местонахождения в своих документах ЧРОО "Фонд Правосудие".
6 ноября 2020 года АО "ИПК "Чувашия" в адрес Управления представлено соглашение о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Павловым С.Л. в связи с использованием арендованного помещения с существенным нарушением условий договора и не по прямому назначению.
В связи с установлением отсутствия ЧРОО "Фонд Правосудие" по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу: "адрес" отсутствии правовых оснований использования организацией помещения по указанному адресу, со ссылкой на пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Управлением 7 декабря 2020 года в адрес ЧРОО "Фонд Правосудие" вынесено предупреждение N с возложением обязанности устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о правомерном вынесении Управлением оспариваемого предупреждения ввиду длительного отсутствия сведений об актуальном адресе организации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции опровергая основания административного искового заявления о нарушении административным ответчиком подпункта 5 пункта 6, подпунктов 3 и 5 пункта 11, подпункта 3 пункта 7 Административного регламента, и давая правовую оценку действиям Управления при вынесении оспариваемого предупреждения, верно указал на соблюдение процедуры его вынесения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций устанавливает Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённый приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 456.
Согласно подпункту 5 пункта 6 Административного регламента, центральный аппарат (территориальный орган) в отношении некоммерческой организации вправе, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий, а также в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", - не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к верному выводу о том, что нарушение ЧРОО "Фонд Правосудие" законодательства Российской Федерации установлено и подтверждается материалами дела.
Внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) осуществляется в целях осуществления связи с данным юридическим лицом как федеральным органом государственной регистрации, так и третьими лицами.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закреплено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 129-ФЗ.
При этом под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (статья 1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Исходя из приведенных законоположений Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, осуществляя государственную функцию по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации и выявив нарушение ЧРОО "Фонд Правосудие" положений статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", на основании проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары проверки правомерно вынесло предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, уже были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Содержание кассационной жалобы аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чувашской республиканской общественной организации "Фонд Правосудие" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.