Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 августа 2021 года кассационную жалобу Косарева А.М. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2021 года по административному делу N 2а-1307/2021 по административному исковому заявлению Косарева А.М. к призывной комиссии по Советскому району города Казани Республики Татарстан, призывной комиссии Республики Татарстан, военному комиссариату Советского района города Казани, ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан" о признании незаконным решения о признании гражданином, не прошедшим военную службу без законных на то оснований.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска Косарева А.М. к призывной комиссии по Советскому району города Казани Республики Татарстан, призывной комиссии Республики Татарстан, ФКУ "Военный комиссариат Республики Татарстан", военному комиссариату Советского района города Казани о признании незаконным решения о признании гражданином, не прошедшим военную без законных на то оснований службу, отказано.
В кассационной жалобе Косарев А.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, так как они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права, просит вынести по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Податель жалобы полагает, что законом не предусмотрена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно явиться в военный комиссариат без получения повесток.
Кроме того, податель жалобы, ссылаясь на получение им оспариваемого заключения 16 апреля 2020 года, обращение в призывную комиссию Республики Татарстан 7 июля 2020 года об оспаривании заключения, получение ответа 27 сентября 2020 года, обращение в суд с настоящим административным иском 20 декабря 2020 года, полагает, что установленный законом срок обращения в суд им не пропущен.
Участвующие в деле лица извещены о судебном заседании надлежащим образом. Рассмотрение дела назначено с использованием систем видеоконференц-связи. В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе") в качестве воинской обязанности граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:
воинский учёт;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Судами установлено, что Косарев А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации. Косарев А.М. на воинском учёте никогда не состоял.
ДД.ММ.ГГГГ Косареву А.М. исполнилось 27 лет.
1 декабря 2015 года Косарев А.М. обратился в военный комиссариат Советского района города Казани по вопросу получения военного билета.
В соответствии с протоколом призывной комиссии Советского района города Казани N 7/у от 23 марта 2016 года Косарев А.М. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
30 марта 2016 года Косарев А.М. обратился с заявлением на имя военного комиссара Советского района города Казани, в котором просил выдать справку взамен военного билета в связи с постановкой на воинский учёт. Проставление личной подписи в данном заявлении административный истец не оспаривал.
7 июня 2016 года Косареву А.М. выдана справка взамен военного билета на основании решения призывной комиссии Советского района города Казани N 7/у от 23 марта 2016 года.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
21 декабря 2020 года Косарев А.М. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в суд Косарев А.М. обратился спустя более 4, 5 лет после того, как ему стало известно о предполагаемом нарушении своих прав, то есть со значительным пропуском установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением. Получение названной справки подтверждается личной подписью административного истца в соответствующей ведомости. Достоверных доказательств уважительности причин пропуска указанного срока на обращение в суд административным истцом не представлено.
При этом принято во внимание, что 24 сентября 2020 года призывной комиссией Республики Татарстан было вынесено решение об отклонении жалобы Косарева А.М. на решение призывной комиссии по Советскому району города Казани от 23 марта 2016 года в связи с истечением сроков обжалования.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется ввиду пропуска установленного срока обращения в суд и отсутствия нарушения прав административного ответчика.
Данный вывод является правильным.
В силу установленных статьями 6 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающих принципов законности и справедливости при рассмотрении административных дел, защиты и восстановления только нарушенного права, недопустимости реализации прав в обход закона, судами дана правильная критическая оценка ссылкам административного истца на получение оспариваемого решения по прошествии длительного срока после получения названной выше справки.
Также, применяя приведённые выше основополагающие принципы, судебными инстанциями обоснованно дана соответствующая оценка доводам Косарева А.М. о том, что он не получал повестки о необходимости явки в военный комиссариат.
Обязанность граждан состоять на воинском учёте предусмотрена пунктом 1 статьи 8 Закона "О воинской обязанности и военной службе".
Воинский учёт граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учёте и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учёт.
Воинский учёт граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учёбы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учёте.
Военные комиссариаты осуществляют воинский учёт граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения) (пункт 2).
Пунктами 1 - 3 статьи 9 Закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт.
На наличие препятствий по постановке на воинский учёт административный истец не ссылался.
Кроме того, несостоятелен довод Косарева А.М. о том, что он являлся опекуном ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Положениями подпункта б.1 пункта 1 статьи 24 и пункта 3 статьи 57.8 Закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены исключения из общего правила лишь для граждан, являющихся опекунами или попечителями несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
В этой связи нельзя не согласиться с выводом о законности оспариваемого решения. Данный вывод в полной мере согласуется с положениями пункта 1.1. статьи 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьёй 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судебными инстанциями не допущено. В этой связи оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Косарева А.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.