Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Федотовой Е.В, Осиповой С.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хафизова Фидаела Салиховича на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-39/2021 по иску Хафизова Фидаела Салиховича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мечетлинском районе Республики Башкортостан об отказе в пересмотре пенсии, взыскании невыплаченных сумм пенсий, взыскании морального вреда, упущенной выгоды и судебных расходов, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Хафизов Ф.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мечетлинском районе Республики Башкортостан (далее - ГУ-УПФ РФ в Мечетлинском районе РБ, пенсионный орган) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных сумм пенсий, упущенной выгоды, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя следующим. С 16.10.2011г. ему назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с работай в районах Крайнего Севера в производственных отраслях 20 календарных лет, при этом соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячному заработку по Российской Федерации за данный период применен 1, 4. Он проработал в Усинском районе с 1979 года по 1999 годы, когда районный коэффициент для производственных отраслей был 1, 6, а для непроизводственных отраслей - 1, 5 согласно постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. N, что подтверждается и в ответе Муниципального образования городского округа "Усинск" N N от 12.09.2013г. Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, взыскать образовавшуюся суммарную разницу с учетом произведенных индексаций за период с 16.10.2011г. по 31.10.2020г, в связи с неправильным назначением пенсии, взыскать компенсацию морального вреда и упущенную выгоду в размере 93 500 руб, судебные расходы в размере 300 руб.
Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года исковые требования Хафизова Ф.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Хафизов Ф.С. обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные постановления отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что истец в период с 26.01.1994г. по 13.05.1999г. работал в г. Усинск Республики Коми.
С 15.10.2011г. Хафизов Ф.С. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении пенсии истцу применено соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 4. Для определения расчетного размера пенсии учтен размер его заработка за 60 месяцев работы за период работы с 01.01.1994г. по 31.12.1998г. в Управлении спецтехники объединения "Коминефть", работа осуществлялась на территории г. Усинск, район Крайнего Севера.
7 апреля 2020 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Мечетлинском районе РБ с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 10 апреля 2020 года пенсионным органом Хафизову Ф.С. отказано в перерасчете пенсии.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Усинский район отнесен к районам Крайнего Севера.
Расчет размера пенсии истца произведен пенсионным органом с применением предельного отношения заработков 1, 4.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на применение коэффициента 1, 5 при расчете пенсии у истца не возникло. Расчет размера пенсии с применением соотношения заработков 1, 4 соответствует требованиям закона и не нарушает прав истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение N 3 от 22 апреля 2003 года о порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях ?в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".
В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 01 января 2002 года повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
В соответствии с п. 7 того же разъяснения предусмотрено, что во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2003 года N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 25-23/5995 г. Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты отнесены к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1, 3.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что отношение заработной платы истца за 1994 - 1998 года к среднемесячному заработку по стране правильно определен ответчиком в размере не выше 1, 4.
Доводы кассационной жалобы о том, что при начислении заработной платы за периоды с 1994 г. по 1998 г. применялся районный коэффициент 1, 6 и должно соответствовать коэффициенту при начислении пенсии 1, 7, со ссылкой на постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. N 316/22, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" утверждены, в виде исключения, к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений), повышенные районные коэффициенты в следующих размерах: - в местностях, расположенных севернее 65 град, северной широты (за исключением городов Печоры, Инты и Воркуты), для работников предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства - коэффициент 1, 60, а для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей - 1, 50.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 24 декабря 2020 года N 3035-О, рассмотрев заявление об оспаривании конституционности пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющего один из установленных в этой статье вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица и предусматривающего для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, учет при расчете размера пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенных размерах (от 1, 4 до 1, 9), указал следующее.
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" направлены на обеспечение сохранения права граждан на применение повышенного отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при установлении расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 года для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на указанную дату, в равной степени распространяются на всех лиц, которые приобрели пенсионные права до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а потому сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса о применении в целях установления при исчислении расчетного размера пенсии отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - вместо определенного в централизованном порядке районного коэффициента предусмотренного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 августа 1971 года N 316/22 в виде исключения повышенного районного коэффициента - к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР, требует внесения изменений в действующее правовое регулирование и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хафизова Фидаела Салиховича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Е.В. Федотова
С.В. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.