Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2021 г. по административному делу N 2а-4428/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Дзарахохова О.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания (далее также - Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказу, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Дзарахохову О.А. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
В обоснование своих требований указала, что Дзарахохов О.А. 29 августа 2016 г. зарегистрирован в качестве адвоката и является плательщиком страховых взносов, в связи с несвоевременной их уплатой за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщику начислены пени, направлено требование об уплате страховых взносов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб. недоимки по страховым взносам и "данные изъяты" руб. пени. По заявлению налогового органа указанная задолженность была взыскана с Дзарахохова О.А. судебным приказом мирового судьи судебного участка "данные изъяты" 26 Советского судебного района г. "данные изъяты" Республики Северная Осетия-Алания от 2 августа 2019 г, который был отменен определением мирового судьи от 26 августа 2019 г. в связи с возражениями должника. Налоговый орган просит взыскать задолженность по страховым взносам в размере "данные изъяты" руб, а также пени по состоянию на 9 октября 2019 г. в размере "данные изъяты" рубля.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания 11 декабря 2019 г. в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 июля 2020 г. решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания 11 декабря 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым требования Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу удовлетворены, с Дзарахохова О.А. взыскана задолженность по страховым взносам с 1 января 2017 г. в размере "данные изъяты" руб, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции "данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2021 г. решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания 11 декабря 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым взысканы с Дзарахохова О.А, в пользу Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу задолженность по страховым взносам с 1 января 2017 г. в размере "данные изъяты" руб, (недоимка - "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.), в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 г. в размере "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда с 1 января 2017 г. в размере- "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано. С Дзарахохова О.А. взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 июля 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2021 г, Дзарахохов О.А. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Дзарахохова О.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги (сборы, страховые взносы).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом, в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, в мотивировочной части решения суда наряду с обстоятельствами административного дела, установленными судом, и доказательствами, на которых основаны выводы об этих обстоятельствах, должны быть указаны доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства (часть 1 статьи 178, часть 4 статьи 180).
Как следует из материалов дела, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 июля 2020 г. отменено, административное дело направлено в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение. Отменяя апелляционное определение, судом кассационной инстанции указано, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования налогового органа о взыскании денежных средств в заявленном размере, приняв во внимание представленный расчет задолженности, каких-либо суждений относительно уплаченных Дзарахоховым О.А. сумм "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. 7 июня 2018 г, "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. 19 ноября 2019 г, назначение платежа которых указывает на обязательность проверки их распределения налоговым органом, а также необходимость корректировки расчета в связи с тем, что в 2019 г. денежные средства административным ответчиком были внесены после подачи административного иска, но до даты вынесения решения, вопрос об уточнении размера заявленных требований перед сторонами на обсуждение не поставил.
Суду апелляционной инстанции было предписано, что указанные обстоятельства подлежат проверке судом, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, при этом также подлежат проверке обстоятельства, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной, что предусмотрено пунктом 4 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
Между тем, в нарушение вышеназванной нормы процессуального права при новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции указание суда кассационной инстанции не выполнил, в полной мере не проверил основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций; сославшись лишь на приведенный административным истцом новый расчет, их правильность и размер взыскиваемой денежной суммы, с учетом представленных административным истцом квитанций, не проверил, в судебном акте их не отразил, каких-либо суждений относительно уплаченных Дзарахоховым О.А. сумм, которые учел частично, не привел.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2021 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо дать оценку всем доводам сторон административного спора, в том числе доводам административного ответчика, приведенным в кассационной жалобе, принять во внимание требования части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.