Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Зайнуллиной Г.К., судей Белоусовой Ю.К., Мурзаковой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефремова А. А.ча
на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.02.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Ефремова А. А.ча к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Ефремова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ефремов А.А. обратился в Моздокский районный суд РСО-Алания с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") о признании отказа в принятии его и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации с целью предоставления жилого помещения по договору найма или в собственность бесплатно незаконным; признании его и членов его семьи соответствующими требованиям подпункта 1 пункта 7 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно и обязании ФГКУ "Югрегионжилье" принять его и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации с целью предоставления жилого помещения по договору найма или в собственность бесплатно.
Требования мотивированы прохождением им военной службы по контракту в войсковой части 30184 Министерства обороны Российской Федерации в период с 01.11.1994 по 31.12.2005, в период которой на основании решения жилищно-бытовой комиссии от 08.02.2001 ему предоставлена квартира в закрытом военном городке и с ним заключен жилищный договор сроком на 5 лет (с 01.11.1999 года по 01.11.2004). После увольнения с военной службы зачислен в запас, исключен из списков личного состава части, является ветераном боевых действий, инвалидом второй группы, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, получает пенсию по инвалидности с 22.05.2006 года. В предоставленной квартире он и его семья проживают по настоящее время, иного жилья не имеют, он неоднократно обращался в ФГУ "Моздокская КЭЧ района" с заявлением о заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, однако ему было рекомендовано обратиться по вопросу заключения договора социального найма в ФГКУ "Югрегионжилье".
Он обратился с соответствующим заявлением в указанное учреждение. Решением ФГКУ "Югрегионжилье" от 18.02.2020 N 13 ему в принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, было отказано по основанию не отнесения его к такой категории граждан.
Полагает данный отказ незаконным, нарушающим положения пункта 6 "Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно", утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2019 N 485, кроме того, являясь гражданским лицом, он и члены его семьи, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков" подлежат постановке на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации с целью предоставления жилого помещения по договору найма или в собственность бесплатно.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.02.2021, в удовлетворении требований отказано.
Суды, учитывая положения статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", установив, что до увольнения с военной службы Ефремов А.А. не был признан нуждающимся в получении жилого помещения и на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации не состоял, уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы при общей продолжительности военной службы на день увольнения менее 20 лет и утратил связь с Министерством обороны РФ с 31.12.2005, - пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и отсутствии нарушений отказом прав административного истца, поскольку он не относится к категории граждан, на которых распространяются его требования.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку при их принятии судами неверно применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, существенно нарушены нормы процессуального права по распределению бремени доказывания, чем нарушено его право на судебную защиту, кроме того, судами не было учтено, что ранее он был признан административным ответчиком подлежащим включению в перечень такой категории лиц, что ему было сообщено в письме от 30.11.2011 N ЮЖ/03/6912.
С 01.01.2021 ФГКУ "Югрегионжилье" реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (ФГАУ "Росжилкомплекс") Министерства обороны Российской Федерации, в Учреждении создан филиал "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс", который является правопреемником ФГКУ "Югрегионжилье". О правопреемстве судом кассационной инстанции вынесено определение.
В судебное заседание кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений от них не поступало, Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы, принятые по делу судебные акты и материалы дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По такой категории споров, в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ефремов А.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 30184 Министерства обороны Российской Федерации в период с 01.11.1994 по 31.12.2005.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 30184 (протокол N 56 от 08.02.2001) Ефремову А.А. выделена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес"-2, "адрес"), с ним заключен жилищный договор сроком на 5 лет - с 01.11.1999 по 01.11.2004.
Спорная квартира предоставлена истцу и членам его семьи в качестве служебного жилого помещения в военном городке. При вселении в спорную квартиру истцу ордер на служебное жилое помещение не выдавался, договор найма жилого помещения не заключался. Административный истец и члены его семьи по настоящее время проживают в указанной квартире.
С 31.12.2005 Ефремов А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, исключен из списков личного состава части с календарной продолжительностью военной службы 10 лет 9 месяцев 29 дней.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 878-р, военному городку по адресу: "адрес", придан статус закрытого городка.
Административный истец является инвалидом II группы (заболевание получено в период прохождения военной службы).
Решением N 13 от 18.02.2020 года, Ефремову А.А. отказано в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, со ссылкой на то, что он не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления других жилых помещений и то, что он уволен с военной службы 31.12.2005 в связи с невыполнением условий контракта с календарной продолжительностью военной службы менее 20 лет, сведения о том, что он состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имел право состоять на таком учете и не подлежит обеспечению жилым помещением на условиях социального найма от Министерства обороны Российской Федерации, отсутствуют.
Административный истец полагал такой отказ незаконным, поскольку на него распространяются положения Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2019 N 485, Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", а также пункта "б" части 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Порядок учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2019 N 485, устанавливает правила деятельности уполномоченного органа Министерства обороны по вопросам реализации в ВС РФ требований нормативных правовых в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (специализированной организации МО РФ по вопросам жилищного обеспечения в ВС РФ) по ведению учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно и предоставлению гражданам, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", и совместно проживающим и состоящим с ними на учете членам их семей, указанным в пункте 2 данного Указа, жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239 определен круг данных граждан, - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.
Ефремова А.А. к таким категориям граждан не относится, жилье в котором он приживает в настоящее время в таком порядке ему предоставлено не было, следовательно, положения Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2019 N 485, и Указа Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239, - на него не распространяются.
Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований проживания Ефремова А.А. в военном городке, предоставления ему жилого помещения и статуса жилого помещения, оснований увольнения административного истца с военной службы, а также календарной продолжительности его военной службы сроком менее 20 лет и отсутствия факта состоящего его на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - суды пришли к обоснованному выводу, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия Ефремова А.А. и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации с целью предоставления жилого помещения по договору найма или в собственность бесплатно, что предусмотрено Указом президента Российской Федерации от 23.05.2019 N 239.
Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, предусмотрена категория граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, в частности, -
пункт "а": военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица; военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
пункт "б" граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, Ефремов А.А. к категории граждан, на которых распространяются положения указанных правил, в том числе, предусмотренных пунктом "б" Правил, он не относится.
При этом, как обоснованно указали суды в судебных актах, статус закрытого военному городку, где проживает Ефремов А.А, был присвоен после его увольнения с военной службы.
Письмо, на которое административный истец ссылается в кассационной жалобе, как на доказательства признания его в 2011 году относящимся к категории граждан такой категории, отсутствует, административным ответчиком в предоставляемых суду доказательствах, а также в оспариваемом решении указывалось об отсутствии оснований для применения к Ефремову А.А. порядка обеспечения жилым помещением, отсутствия у него права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами верно распределено бремя доказывания.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены, направлены на переоценку доказательств и выводов судов, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.02.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Ефремова А. А.ча - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.09.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.