Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В.
с участием прокурора Драева Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности
по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги"-Кузнецову И.А, действующую на основании доверенности от 28 октября 2020 года, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности на ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения - Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий, путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности на ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения - Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" в течении 1 месяца со дня утверждения органом Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий, подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры.
В обоснование иска истец указал, что проведенной проверкой по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий ОАО "РЖД" установлено несоблюдение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожных станциях, установленных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, которым утверждены Требования по обеспечению транспортной, безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств/железнодорожного транспорта (п. 5 Требований).
Проверкой установлено, что результаты оценки уязвимости станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий, утверждены 11 февраля 2013, дополнительной оценки уязвимости - 2 июля 2019.
Истец указывает, что ОАО "РЖД" не обеспечило наличие утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности данных железнодорожных станций. Утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности данных станций до настоящего времени фактически отсутствуют и не реализуются.
ЮТУ Росжелдор отказано в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций ввиду отсутствия образованного (сформированного) и (или) привлеченного для защиты от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности, описание и подтверждающие документы о наличии которого являются приложением N 1 к плану.
На период проведения проверки подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства станций также были не сформированы и не привлечены. Охрана, пропускной и внутриобъектовый режим, досмотровые мероприятия на станциях не осуществляются вовсе.
Достаточных мер к формированию и (или) привлечению аккредитованных подразделений транспортной безопасности железнодорожных станции и, в последующем, после обеспечения наличия данных подразделений меры к разработке и направлению на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности не принято.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года, решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2020 года - отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Минераловодского районного транспортного прокурора удовлетворены.
Суд обязал ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения - Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий, путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций.
Возложил на ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения - Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД" обязанность в течении 1 месяца со дня утверждения органом Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовкий, подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги", ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2020 г.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не установлено
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N1633, на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность в определенной последовательности и сроки выполнить установленные требования, следовательно, необходимо проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что с 01.01.2021 постановление Правительства РФ от 10.12.2008 N940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления) и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02.2011 N62 "О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности", а также сведений о том, что в связи с принятием Требований N1633 03.11.2020 состоялось совещание у начальника Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО "РЖД" по вопросу проведения оценки уязвимости объектов инфраструктуры, на которых она ранее не проводилась и дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по которым она ранее была проведена, которая должна быть проведена до 24 апреля 2021 года.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение суда об отказе в удовлетворении иска и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательств.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 16-ФЗ).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с п.п. 6 п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
Пунктом 4 Требований предусмотрено, что указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что ответчиком не были разработаны и не представлены на утверждение планы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовский.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что установлено нарушение ответчиком действующего законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на указанных станциях, нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное использование объекта железнодорожного транспорта.
То обстоятельство, что на момент вынесения решения суда вступили в силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N1633, которыми также была предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (п.п. "е" п.5), не свидетельствует о том, что с принятием новых Требований, выявленные до их вступления в законную силу нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму, не являются таковыми.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.