Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия к А. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Мордовия (далее - налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к А. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование - 23 400 рублей и пени за период с 10 января 2018 года по 17 января 2018 года в размере 57 рублей 92 копейки, на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей и пени за период с 10 января 2018 года по 10 января 2018 года в размере 11 рублей 36 копеек, а также восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
Требования мотивированы тем, что А. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 28 апреля 2011 года по 30 ноября 2020 года, за 2017 год им не уплачены своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год налоговым органом в адрес А. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 268391 по состоянию на 18 января 2018 года со сроком уплаты до 7 февраля 2018 года. 19 февраля 2018 года вынесено постановление о взыскании с А. страховых взносов за счет имущества налогоплательщика. 26 февраля 2018 года судебным в отношении должника А. возбуждено исполнительное производство, оконченное 4 мая 2018 года в связи с отсутствием имущества у должника.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 июня 2021 года, отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной 23 июля 2021 года Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя и доводы апелляционной жалобы, указывая на то, что прекращение статуса индивидуального предпринимателя А... являлось препятствием для обращения в суд о взыскании недоимки в виду наличия постановления налогового органа о её взыскании и уважительной причиной пропуска срока.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, в период с 28 апреля 2011 года по 30 ноября 2020 года А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлся плательщиком страховых взносов.
За 2017 год индивидуальным предпринимателем не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с неуплатой страховых взносов за 2017 год налоговым органом в адрес А. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 268391 по состоянию на 18 января 2018 года со сроком уплаты до 7 февраля 2018 года.
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия N 13507 от 19 февраля 2018 года с налогоплательщика Андрияшкина В.А. за счет его имущества взысканы страховые взносы.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 февраля 2018 года в отношении должника А... возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании постановления налогового органа.
4 мая 2018 года указанное исполнительное производство окончено в связи с отсутствием имущества у должника, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
20 февраля 2021 года административный истец обратился в Лямбирский районный суд Республики Мордовия сданным административным иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска, установив пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с данным административным иском без уважительных причин для его восстановления.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции, отметив, что судом первой инстанции верно указано на то, что налоговый орган был вправе обратиться в суд с данным административным иском не позднее 7 августа 2018 года (7 февраля 2018 года + 6 месяцев).
Обратившись в суд 20 февраля 2021 года Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Мордовия пропустила срок обращения в суд с административным иском о взыскании с А. недоимки по страховым взносам и пени; с учётом того, что с момента истечения срока, до которого подлежала уплате недоимка, указанная в требовании, до момента обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, прошло более 3-х лет, в связи с чем срок подачи административного искового заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени не подлежал восстановлению.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод жалобы, аналогичный доводу в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском о том, что уважительной причиной пропуска срока является то обстоятельство, что А. имел статус индивидуального предпринимателя до 30 ноября 2020 года, что являлось препятствием для реализации налоговым органом права на обращение в суд, со ссылкой на то, что право на взыскание недоимки по страховым взносам и пени было реализовано налоговым органом во внесудебном порядке.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно обстоятельствам дела, налоговым органом не предъявлялось повторно (после окончания 04 мая 2018 года исполнительного производства) постановление о взыскании недоимки.
В суд с заявлением о взыскании недоимки налоговый орган обратился 24 февраля 2021 года.
При данных обстоятельствах, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии уважительных причин к восстановлению срока обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки и указанная заявителем причина не может служить таким основанием.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
С учетом указанных обстоятельств, доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.