Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Халиной Валентины Григорьевны на решение Ленинского районного суда города Курска от 16декабря2020года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6апреля2021года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции федеральной налоговой службы России по городу Курску к Халиной Валентине Григорьевне о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Курску (далее - ИФНС России по городу Курску, Инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Халиной В.Г. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей28 Налогового кодекса Российской Федерации, налог в размере 916890рублей, пени в размере 34222рублей 92копейки, штраф в размере 91689рублей, а всего на общую сумму 1042801рубль 92копейки.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что ХалинаВ.Г. состоит на налоговом учете в ИФНС России по городу Курску и является плательщиком налога на доходы физических лиц. Она 29апреля2019года представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018год, с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 0, 00рублей. В целях обоснованности указанных в декларации сведений налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка правильности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2018год. По результатам указанной проверки составлен акт о нарушении ХалинойВ.Г. требований пункта3 статьи210 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконном занижении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2018год на 7073000рублей, выразившемся в неправомерно заявленном имущественном вычете в размере доходов от продажи нежилых помещений (подпункт4 пункта2 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением административным ответчиком нежилых помещений. Решением ИФНС России по городу Курску от 24декабря2019года N ХалинаВ.Г. подвергнута штрафу за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом1 статьи122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 91689 рублей, установлена недоимка по НДФЛ за 2018год в размере 916890 рублей, начислена пеня в сумме 34222рубля 92копейки. Налогоплательщику в порядке досудебного урегулирования было направлено по почте требование об уплате налога N по состоянию на 23марта2020года об уплате в срок до 24апреля2020года задолженности по НДФЛ, пени, штрафа. Направленное налоговым органом требование оставлено административным ответчиком без исполнения. Мировым судьей "данные изъяты" по заявлению ИФНС России по городу Курску 28августа2020года вынесен судебный приказ о взыскании с ХалинойВ.Г. задолженности по обязательным платежам и санкциям.
Определением этого же мирового судьи от 17сентября2020года судебный приказ отменен по заявлению ХалинойВ.Г. Соответственно, Инспекция обратилась в суд с административным иском и просила взыскать с ХалинойВ.Г. недоимку по НДФЛ за 2018год, начисленные пени, а также штраф.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 16декабря2020года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6апреля2021года административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 28июля2021года через Ленинский районный суд города Курска, ХалинаВ.Г. просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ХалинаВ.Г. указывает, что суд первой инстанции фактически лишил административного ответчика возможности представить возражения относительно предмета спора, вынес решение без исследования доказательств. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты не отвечают принципу законности, вынесены в обход применения норм материального права. Указала, что ей как налогоплательщиком правильно и своевременно в налоговый орган была представлена налоговая декларация, в последующем в ходе камеральной проверки в налоговый орган представлены соответствующие пояснения, которые исключали доначисление НДФЛ за 2018год, так как никакого дохода, подлежащего налогообложению, от продажи недвижимости она в указанной период не получила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части2 статьи326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть2 статьи328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей57 Конституции Российской Федерации и пунктом1 статьи23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта1 статьи207 и подпункта2 пункта1 статьи228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются, в том числе, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом17.1 статьи217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом1 статьи210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте3 статьи210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении доходов, по которым налоговая ставка установлена пунктом1 статьи224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями218-221 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту1 пункта1 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в том числе, при продаже имущества.
На основании подпункта3 пункта2 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом1 пункта1 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
В подпункте2 пункта2 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что, вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом1 пункта2 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В силу статьи80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате эти налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании подпункта4 пункта1 статьи228 и пункта1 статьи229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доход, при получении которого не был удержан налог налоговым агентом, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту3 статьи229 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями129.3, 129.5 данного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (пункт1 статьи122 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов1, 5 статьи75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В соответствии с пунктом1 статьи70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В статье87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение (пункт7 статьи101 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом1 статьи101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (пункт1 статьи101.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом3 статьи101.3 и пунктом10 статьи101.4 Налогового кодекса Российской Федерации на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями58, 60, 69, 70 данного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Как следует из материалов дела, ХалинаВ.Г. состоит на налоговом учете в ИФНС России по городу Курску и является плательщиком налога на доходы физических лиц. Она 29апреля2019года представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018год, с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 0, 00рублей. В указанной декларации ХалинойВ.Г. был заявлен имущественный налоговый вычет в связи с продажей имущества в размере фактически произведенных расходов на приобретение указанного имущества.
В целях обоснованности указанных в декларации сведений налоговым органом ИФНС России по городу Курску проведена камеральная налоговая проверка правильности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2018год.
По результатам указанной проверки составлен акт налоговой проверки от 12августа2019года N о нарушении ХалинойВ.Г. требований пункта3 статьи210 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконном занижении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2018год на 7073000рублей, выразившемся в неправомерно заявленном имущественном вычете в размере доходов от продажи нежилых помещений (пункта2 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением административным ответчиком указанных нежилых помещений.
Решением ИФНС России по городу Курску от 24декабря2019года N, оставленным без изменений решением УФНС России по Курской области от 12марта2020года N64, в отношении ХалинойВ.Г. установлена недоимка по НДФЛ за 2018год в размере 916890 рублей, начислена пеня в сумме 34222рубля 92копейки, подвергнута штрафу за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом1 статьи122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 91689 рублей, который исчислен с применением пункта3 статьи114 Налогового кодекса Российской Федерации (уменьшен в 2 раза от предусмотренного санкцией размера).
Налогоплательщику в порядке досудебного урегулирования было направлено по почте требование об уплате налога N по состоянию на 23марта2020года об уплате в срок до 24апреля2020года задолженности по НДФЛ, пени, штрафа.
Направленное налоговым органом требование оставлено административным ответчиком без исполнения. В связи с чем, мировым судьей судебного участка N10 судебного района Центрального округа города Курска по заявлению ИФНС России по городу Курску 28августа2020года вынесен судебный приказ о взыскании с ХалинойВ.Г. задолженности по обязательным платежам и санкциям, который определением от 17сентября2020года отменен по заявлению ХалинойВ.Г.
Инспекция обратилась в суд с административным иском и просила взыскать с ХалинойВ.Г. недоимку по НДФЛ за 2018 год, начисленные пени, а также штраф.
ХалинойВ.Г. решение ИФНС России по городу Курску от 24декабря2019года N и решение УФНС России по Курской области от 12марта2020года N о привлечении её к налоговой ответственности оспорены в судебном порядке. Решением "данные изъяты" от 30октября2020года, вступившим в законную силу 8декабря2020года, указанные решения налоговых органов признаны законными и обоснованными.
В соответствии с положениями части2 статьи64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно пункту26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27сентября2016года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
Таким образом, учитывая, что ХалинаВ.Г. в нарушение положений статьи220 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно уменьшила сумму своих облагаемых налогом доходов за 2018год, судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении административных исковых требований обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными статьей328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Халиной Валентины Григорьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22сентября2021года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.