Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Барановой А.В., действующей на основании доверенности в интересах Провковой Оксаны Викторовны на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда города Перми от 05 апреля 2021 г., решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г., вынесенные в отношении заведующей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад открытий и изобретений "Эврика" Провковой Оксаны Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Индустриального районного суда города Перми от 05 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2021 года, заведующая муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад открытий и изобретений "Эврика" Провкова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа с учетом части 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Баранова А.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, приводит доводы об их незаконности, просит об их отмене и прекращении производство по делу, либо о замене наказания на устное предупреждение, предусмотренное статьей 2.9 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10-16. B34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 50 Закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 1). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) указанные должностные лица имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения ими в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом Covid-2019, на основании подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. N 5-рпп на территории края введен режим функционирования "Повышенная готовность".
В соответствии с пунктом 12.4 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Пермском крае" руководители организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с данным Указом, обязаны соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
В силу пункта 2.1 указанных Санитарно-эпидемиологических правил в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе дезинфекция помещений.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (пункт 6.1 СП 3.1.359720).
Согласно пункту 2.5 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.
Как следует из материалов дела, 26 января 2021 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес руководителя МАДОУ "Детский сад открытий и изобретений "ЭВРИКА" г. Перми Провковой О.В. было направлено предписание N100 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; данным предписанием на руководителя МАДОУ "Детский сад открытий и изобретений "ЭВРИКА" г. Перми Провковой О.В. возложена обязанность по обеспечению соблюдения в организации воздушно-теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведение текущей уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму с обязательной дезинфекцией контактных поверхностей (мебели, оборудования, инвентаря и так далее) (пункт 9 предписания).
На основании предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю N117 от 29 января 2021 года сотрудником ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" 05 февраля 2021 года с 08 часов 00 минут до 10 часов 00 минут проведено санитарно-эпидемиологическое обследование данного учреждения, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Нефтяников, 22а, в ходе которого было установлено, что руководством МАДОУ "Детский сад открытий и изобретений "ЭВРИКА" г. Перми обязательные к исполнению требования, изложенные в ранее выданном предписании не исполнены.
В частности, уполномоченным сотрудником ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" было установлено, что руководством МАДОУ "Детский сад открытий и изобретений "ЭВРИКА" г. Перми допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований - не обеспечено проведение дезинфекции дезинфицирующим средством, применяемым для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по его применению: в туалетных группах N8, 12, 13 детского сада на емкостях с готовым рабочим раствором отсутствовала информация о названии дезинфицирующего средства, концентрации приготовленного раствора, дата приготовления и срок годности раствора дезинфицирующего средства "Део-хлор".
Данный факт зафиксирован в акте проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий от 17 февраля 2021 г. N 269.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении от 17 февраля 2021 года (л.д. 4-6), актом проверки выполнения требований предписаний N269 от 17 февраля 2021 года (л.д. 7-11), протоколом санитарно-эпидемиологического обследования от 08 февраля 2021 года (л.д. 12-14), предписанием должностного лица N100 от 26 января 2021 года (л.д. 15-17), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Провковой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Факт невыполнения пункта 9 предписания и нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту фактического осуществления деятельности объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Провкова О.В, занимающая должность заведующей МАДОУ "Детский сад открытий и изобретений "ЭВРИКА" и которая, в соответствии со своими должностными обязанностями, установленными положениями должностной инструкции, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что выводы судебных инстанций о наличии в деянии Провковой О.В. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения являются необоснованными.
Данный довод состоятельным признать нельзя, так как указанному лицу вменено невыполнение выданного в период возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции "COVID-2019", осуществления ограничительных мероприятий (карантина) законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и нарушении законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Означенное предписание выдано по итогам проверочного мероприятия и в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-2019", ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости на территории Пермского края, обеспечения безопасности работающих и обслуживаемого населения, в соответствии со статьями 29, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, названными выше санитарными правилами и нормами.
Административная ответственность за невыполнение такого предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1. 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящим судом в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Индустриального районного суда города Перми от 05 апреля 2021 г. и решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г, вынесенные в отношении заведующей муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад открытий и изобретений "Эврика" Провковой Оксаны Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Барановой А.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.