Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-117/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии (далее - Управление ВНГ) по "данные изъяты" - Бугаевой Ольги Владимировны на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 марта 2021 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Управления "данные изъяты" "звание" Керейтова Расула Насиповича об оспаривании действий и бездействия должностных лиц Федеральной службы ВНГ Российской Федерации, Департамента строительства Федеральной службы ВНГ Российской Федерации и Управления ВНГ по "данные изъяты", связанных с порядком выплаты денежных средств, дополняющих накопления участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя Бугаевой О.В. в поддержку доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 3 марта 2021 г, частично удовлетворен вышеуказанный административный иск Керейтова Р.Н. Суд признал незаконным бездействие начальника Управления ВНГ по "данные изъяты", связанное с невыплатой административному истцу в установленный срок денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, и обязал названное должностное лицо произвести выплату Керейтову Р.Н. этих денежных средств в размере 2 731 644, 12 руб.
В удовлетворении требования истца о признании незаконным бездействия Федеральной службы ВНГ Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы ВНГ Российской Федерации, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, и возложении на них обязанности произвести эту выплату, судом отказано.
Кроме того, суд взыскал с Управления ВНГ по "данные изъяты" в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оформлением доверенности, в размере 1770 руб, а также с оплатой услуг представителя в размере 6000 руб. В удовлетворении требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя на большую сумму судом отказано.
В поданной 1 июля 2021 г. кассационной жалобе представитель Управления ВНГ по "данные изъяты", выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы представитель, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, порядок обеспечения НИС военнослужащих и обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Управление ВНГ по "данные изъяты" все необходимые документы для получения истцом оспоренной выплаты направило в вышестоящие органы ВНГ Российской Федерации своевременно, но денежные средства не были перечислены в установленный срок не по вине административного ответчика. Кроме того, автор жалобы считает завышенным размер в 6000 руб, возмещенных судом расходов на оплату услуг представителя административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Керейтов Р.Н. приказом начальника Управления ВНГ по "данные изъяты" от 3 февраля 2020 г. N 18 с/ч уволен с военной службы на основании подпункта "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья, - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и с даты издания приказа исключен из списков личного состава воинской части. Общая продолжительность его военной службы составила более 10 лет.
10 февраля 2020 г. Керейтов Р.Н подал рапорт о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
12 февраля 2020 г. Управлением ВНГ по "данные изъяты" принято решение о выплате этих денежных средств, и 13 апреля 2020 г. в адрес вышестоящего командования направлены соответствующие документы для производства указанной выплаты Керейтову Р.Н.
В связи с невыплатой административный истец 23 октября 2020 г. обратился в суд за защитой своих прав.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" одной из форм жилищного обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в НИС, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О НИС" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
В силу п. 1 и 3 ч. 2 ст. 4 и п.п. "б" п. 2 ст. 10 ФЗ "О НИС" выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, производится участникам НИС, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет.
Согласно п. 3 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника НИС один раз за весь период военной службы.
Пунктом 6 Правил определено, что выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктами 65 - 67, 72 и 73 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ВНГ Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы ВНГ Российской Федерации от 14 марта 2017 г. N 79, определено, что командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления). После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды проанализировали вышеприведенные нормы права и пришли к обоснованным выводам, что со дня подачи Керейтовым Р.Н. рапорта о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, до обращения его с административным исковым заявлением в суд прошло длительное время (более 8 месяцев) и правильно признали, что его права на своевременное получение денежных средств были нарушены, а поэтому обоснованно удовлетворили заявленные истцом требования.
Выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению нормативно-правовыми актами.
Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе о завышенных судебных расходах присужденных административному истцу, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованном судебном определении. Кроме того, эти доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и, по своей сути, сводятся к несогласию с судебными определениями, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 ст. 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Керейтова Расула Насиповича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Бугаевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 августа 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.