Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-243/2020 по кассационной жалобе административного истца Манаковой Евгении Андреевны на апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 января 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Манаковой Е.А. об оспаривании действий командира войсковой части N., федеральных казенных учреждений "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО") и "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с отказом в перерасчете пособия по беременности и родам, а также компенсацией морального вреда.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление административного истца Манаковой Е.А. в поддержку доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 августа 2020 г. частично удовлетворено вышеуказанное административное исковое заявление Манаковой Е.А.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N. и ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО", связанные с отказом произвести Манаковой Е.А. перерасчет выплаченного ей в мае 2019 г. пособия по беременности и родам в сумме 238 765 руб. 55 коп, с заменой при перерасчете календарных лет, в период которых она находилась в отпуске по беременности и родам в 2017-2018 годах, на предшествующий период 2015-2016 годов, с указанием о доплате ей недополученной части пособия по беременности и родам за период с 25 марта по 11 августа 2019 г. в сумме 137 299 руб. 47 коп. На ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО" судом возложена обязанность по согласованию данного приказа, с последующим внесением необходимых сведений в учетные данные административного истца для производства выплаты, а на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" - обязанность произвести доплату недополученной части пособия по беременности и родам.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части N. через лицевые счета ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО" в пользу Манаковой Е.А. судебные расходы в размере 300 руб, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
В удовлетворении требования Манаковой Е.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. судом отказано.
Апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда от 21 января 2021 г. указанное решение гарнизонного военного суда отменено в части, в которой требования Манаковой Е.А. удовлетворены, с принятием в этой части нового решения, об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В части отказа в компенсации морального вреда, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной 18 июня 2021 г. кассационной жалобе административный истец Манакова Е.А, выражая несогласие с определением суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, а также взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие выплаты женщинам-военнослужащим пособий по беременности, родам и уходом за ребенком, обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что решение суда первой инстанции является законным, поскольку при разрешении вопроса о расчете пособия по беременности и родам его размер должен исчисляться исходя из ее среднего заработка, то есть из её денежного довольствия, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Далее указывает, что только такой расчет приведет к увеличению размера пособия, так как на обоих детей должны распространяться одинаковые социальные гарантии, а иной расчет приводит к дискриминации в вопросах социальной поддержки женщин-военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела допущена ошибка в применении норм материального права.
Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") военнослужащие - женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Пунктом 13 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей") право на пособие по беременности и родам имеют женщины, проходящие военную службу по контракту.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Пунктом 158 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ), действовавшим в период спорных правоотношений, военнослужащим женского пола за время отпуска по беременности и родам выплачивается пособие по беременности и родам в размере денежного довольствия, получаемого ими ко дню убытия в указанный отпуск.
В соответствии с частями 2-3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Манакова Е.А. с 2014 г. и по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части N..
Приказом командира войсковой части N. от 22 июня 2017 г. N 89 и командующего войсками Западного военного округа от 20 июля 2017 г. N 224 с 25 марта 2017 г. по 5 ноября 2017 г. Манаковой Е.А. был предоставлен отпуск по беременности и родам сроком на 140 суток, а затем приказом командующего войсками Западного военного округа от 17 ноября 2017 г. N 3392 ей предоставлен в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. отпуск по уходу за старшим ребенком, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им возраста полутора лет
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 23 апреля 2019 г. N 123 Манаковой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
В качестве пособия по беременности и родам за июль 2017 г. Манаковой Е.А. выплачено размере 376 065, 02 руб. из расчета среднего заработка - 82 350 руб.
В рапорте от 13 марта 2019 г. Манакова Е.А. просила предоставить ей новый отпуск по беременности и родам сроком на 140 суток с 25 марта 2019 г, а выплату произвести на основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ "Об обязательном страховании"), в связи с ее нахождением в отпусках по беременности и родам, по уходу за первым ребенком в 2017-2019 годах, и эти годы предлагает заменить в целях расчета денежных средств, предшествующими календарными годами.
Приказом командира войсковой части N. от 25 марта 2019 г. N 37 и командующего войсками Западного военного округа от 25 апреля 2019 г. N 127 Манаковой Е.А. с 25 марта 2019 г. по 11 августа 2019 г. предоставлен новый отпуск по беременности и родам сроком на 140 суток.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 29 августа 2019 г. N 271 Манаковой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до достижения трех лет с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
В качестве пособия по беременности и родам за апрель 2019 г. было выплачено 238 765, 56 руб. из расчета среднего заработка в 52 000 руб.
Принимая решение об удовлетворении административного иска Манаковой Е.А. в части оспаривания действий административных ответчиков по исчислению ей пособия по беременности и родам, суд первой инстанции сослался на положения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и указал, что административным ответчикам надлежало исчислять пособие по беременности и родам исходя из среднего заработка Манаковой Е.А. в соответствии с ее рапортом о замене при исчислении пособия расчетного периода 2017-2018 г. на предшествующие 2015-2016 г, поскольку в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, Манакова Е.А. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком. При этом суд отметил, что исчисление пособия Манаковой Е.А. исходя из денежного довольствия, получаемого ко дню убытия в отпуск по беременности и родам, а не в соответствии с вышеприведенными правилами, приводит к дискриминации женщин, проходящих военную службу по контракту.
Отменяя решение гарнизонного военного суда и разрешая вопрос о законности действий административных ответчиков, окружной военный суд, в отличие суда первой инстанции, правильно определили применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Приведя анализ в совокупности с п. 9 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 6, 8 ФЗ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", п. 10 Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100, п. 158 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ (утратил силу 26 января 2020 г.), верно указал, что военнослужащим женского пола за время отпуска по беременности и родам выплачивается пособие по беременности и родам в размере денежного довольствия, получаемого ими ко дню убытия в указанный отпуск.
Однако делая вывод о том, что пособие по беременности и родам рассчитано и выплачено Манаковой Е.А. в размере, предусмотренном вышеприведенными правилами, суд апелляционной инстанции посчитал, что днем убытия во второй отпуск по беременности и родам следует считать 25 марта 2019 г, и отказал на этом основании в удовлетворении требования истца о перерасчете пособия.
Между тем такой вывод суда 1-го Западного окружного военного суда является ошибочным.
В суде первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что в период, когда Манакова Е.А. просила предоставить ей отпуск по беременности и родам в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ г. младшего ребенка, то есть на 25 марта 2019 г, она находилась в отпуске по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГГГ г, до достижения им возраста трех лет. При этом с 25 марта 2017 г. она непрерывно находилась как в указанном отпуске, так и в отпуске по уходу за ребенком, из которого вновь ушла в отпуск по беременности и родам, на службу не возвращалась, дела и должность не принимала и не сдавала.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что днем убытия в отпуск административного истца является 25 марта 2017 г, что и следует считать юридически значимым обстоятельством по данному делу.
В соответствии с п. 5 ст. 310 КАС Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Ошибки в применении норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, привели к принятию неправильного судебного акта, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения. Поскольку решение суда первой инстанции является правильным по существу, а действия административных ответчиков обоснованно признаны незаконными, то его надлежит оставить в силе, но изменить ввиду неправильного применения закона, подлежащего применению, а также неверного расчета сумм, подлежащих взысканию, о чем обоснованно указал суд апелляционной инстанции.
Таким образом, отказ в пересчете пособия на день фактического нахождения в отпуске Манаковой Е.А. и выплата ей пособия в меньшем размере, свидетельствуют о нарушении прав административного истца, которые, исходя из задач административного судопроизводства, закрепленных в пункте 2 ст. 3 КАС Российской Федерации, подлежат восстановлению путем возложения на командира войсковой части N. обязанности по изданию приказа о перерасчете выплаченного Манаковой Е.А. пособия по беременности и родам за период с 25 мая 2019 г. по 11 мая 2019 г. с указанием для расчета размера денежного довольствия, получаемого административным истцом на 25 марта 2017 г.
Этот приказ подлежит направлению в ФКУ "УФО МО РФ по ЗВО" для согласования, а в ФКУ "ЕРЦ МО РФ" для внесения соответствующих сведений из приказа в учетные данные административного истца в ПИРО "Алушта" в целях доплаты недополученной части пособия.
Что касается обжалованных решений в части отказа в компенсации морального вреда, то основания и размер такой компенсации гражданину в соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ, а причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Рассматриваемый спор под такую категорию не подпадает, поэтому следует согласиться с выводами судов первой и второй инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения административному истцу требования о компенсации морального вреда. В этой части доводы автора кассационной жалобы являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 5 части 1 статьи 329 КАС Российской Федерации, если судами допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных актов не требуется установления новых обстоятельств, то суд кассационной инстанции полномочен принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.
Поскольку юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, а сделанные судами выводы не соответствуют обстоятельствам дела, вследствие чего допущена ошибка в применении норм материального права, то Кассационный военный суд полагает необходимым апелляционное определение в части отказа в удовлетворении административного иска отменить, а решение гарнизонного военного суда в части возложения обязанностей на должностных лиц по восстановлению прав административного истца изменить, с вынесением в этой части нового решения.
Руководствуясь статьями 177, 327, частью 2 статьи 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьей 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 января 2021 г. по административному исковому заявлению Манаковой Евгении Андреевны в той его части, которой отменено решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 августа 2020 г, отменить.
Изменить решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 августа 2020 г. в части, касающейся порядка восстановления прав административного истца, в этой части изложив его в следующей редакции:
- обязать командира войсковой части N. издать приказ о перерасчете выплаченного Манаковой Е.А. пособия по беременности и родам за период с 25 мая 2019 г. по 11 мая 2019 г. с указанием для расчета размера денежного довольствия, полученного административным истцом ко дню убытия в отпуск с 25 марта 2017 г, и направить указанный приказ:
- на согласование в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу";
- для исполнения в федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.