Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-54/2021 по кассационной жалобе представителя административных ответчиков Куренкова Александра Леонидовича на решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 марта 2021 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 10 июня 2021 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в селе "данные изъяты" Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации "данные изъяты" (далее - Служба ПУ ФСБ России) "звание" Фофанова Андрея Алексеевича об оспаривании действий начальника управления и жилищной комиссии ПУ ФСБ России "данные изъяты" (далее - жилищная комиссия Управления), связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учёт).
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть письменных возражений на нее, объяснения представителя административных ответчиков Куренкова А.Л, выступившего в поддержку доводов кассационного обращения, Кассационный военный суд
установил:
вышеизложенным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворен административный иск Фофанова А.А. с требованиями о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления, оформленного 6 ноября 2020 г. протоколом и утвержденного начальником Управления 9 ноября 2020 г, об отказе в принятии его семьи, состоящей из... человек, на жилищный учёт по избранному постоянному месту жительства, - в г. "данные изъяты", возложении на административных ответчиков обязанности по повторному рассмотрению вопроса о постановке Фофанова А.А. и членов его семьи - супруги и сына на указанный учет.
В поданной 6 июля 2021 г. кассационной жалобе представитель административных ответчиков просит отменить постановленные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и неверного определения юридически значимых обстоятельств, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела и анализируя нормы действующего законодательства, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что суды безосновательно не применили в отношении Фофанова А.А, реализовавшего по месту прохождения военной службы право на обеспечение за счет государства жильем для постоянного проживания, требования закона, содержащего запрет на повторное жилищное обеспечение военнослужащего без сдачи военному ведомству ранее полученного жилого помещения, а также не учли жилищные условия членов его семьи, связанные с пользованием еще одним жилым помещением по договору социального найма.
В письменных возражениях представитель административного истца Зайцева Н.А, опровергая доводы кассационной жалобы, просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационного обращения, Кассационный военный суд находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем административном деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судами установлено и материалами административного дела подтверждается, что Фофанову А.А, заключившему первый контракт о прохождении военной службы в октябре 1999 г, по месту прохождения военной службы по договору социального найма на семью, состоящую из... человек, включая его самого, супругу, их сына и дочь "данные изъяты" - ФИО 1. ДД.ММ.ГГГГ г.р, в феврале 2010 г. в порядке обмена предоставлено жилое помещение, общей площадью 54, 2 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Данное жилое помещение "данные изъяты" ФИО 1. с согласия супруги административного истца в порядке приватизации приобрела в единоличную собственность 14 марта 2013 г. На момент приватизации жилого помещения Фофанов А.А. в нем зарегистрирован не был, так как к этому моменту снялся с учета, повторно зарегистрирован по указанному месту жительства 23 апреля 2017 г.
Супруга Фофанова А.А. и их сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сняты с регистрационного учета по указанному месту жительства 24 августа 2014 г. и 28 октября 2013 г, соответственно, а с 20 мая 2020 г. зарегистрированы в том же населенном пункте по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 44.9 кв.м, нанимателем которого по договору социального найма с 13 сентября 2018 г. по 9 июня 2020 г. являлась старшая дочь жены административного истца - ФИО 2.
В январе 2020 г. между Фофановым А.А. и младшей дочерью его супруги заключен краткосрочный договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". По условиям данного договора супруге административного истца и их сыну предоставлено право временного проживания в указанном жилье до 15 декабря 2020 г.
По достижении общей продолжительности военной службы более 20 лет административный истец в августе 2020 г. обратился в жилищную комиссию Управления с заявлением о принятии его с указанным составом семьи на жилищный учёт по избранному постоянному месту жительства, - в г. "данные изъяты", в удовлетворении которого ему отказано оспоренным в суд решением.
Согласно его содержанию, в нем учтено наличие у супруги Фофанова А.А. и их сына регистрации по месту жительства ФИО 2. а указанный отказ - мотивирован тем, что Фофанов А.А. реализовал свое право на получение по установленным нормам жилого помещения за счет государства по месту службы и не может его сдать по субъективным причинам, в связи с этим не вправе требовать повторного предоставления жилья в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Суды, удовлетворяя заявленные административным истцом требования, в обоснование незаконности решения жилищного органа указали на нуждаемость Фофанова А.А. в жилом помещении по избранному месту жительства, поскольку по месту службы он обеспечен жилым помещением, где на каждого члена его семьи на момент предоставления этого жилья приходилось 13.55 кв. м, то есть менее учетной нормы, установленной в избранном месте жительства, - в г. "данные изъяты" (14 кв. м.).
Дополнительно судами отмечено, что сохранение за супругой административного истца и его сыном регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, нанимателем которого являлась старшая дочь жены Фофанова А.А, не могло учитываться при оценке жилищных условий административного истца, поскольку они проживают совместно с ним с января 2020 г, а договор найма указанного жилого помещения по заявлению нанимателя расторгнут 9 июня 2020 г, новый договор - заключен 21 февраля 2021 г. с лицом, которое в каких-либо родственных отношениях с вышеперечисленными членами семьи военнослужащего не состоит.
Однако эти выводы судов первой и апелляционной инстанций, наряду с ошибочным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно абзацам двенадцатому и тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение названных предписаний Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 30 октября 2020 г. N 1768 утвердило Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
Содержание названных норм права в их взаимосвязи указывает на то, что социальная гарантия в виде обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства предоставляется указанным в законе категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей только при условии сдачи соответствующему органу жилых помещений по прежнему месту жительства.
В случае, если военнослужащий не принял в отношении занимаемого по месту военной службы жилого помещения обязательства о его сдаче или возможность сдачи этого жилого помещения отсутствует, то при решении вопроса о признании такого военнослужащего нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по избранному постоянному месту жительства.
Вместе с тем, судами установлено, что на момент принятия жилищным органом оспоренного решения в жилом помещении, предоставленном Фофанову А.А. по месту прохождения им военной службы, зарегистрированы и постоянно проживают... человека - сам административный истец и его "данные изъяты", на которых приходилось по 27, 1 кв. м, то есть более учетной нормы, установленной в г. "данные изъяты".
Оснований же для вывода о том, что супруга административного истца и его сын сохраняют право постоянного пользования указанным жилым помещением либо вселены в него для постоянного проживания в установленном порядке, материалы дела не содержат.
Напротив, судами установлено, что данные члены семьи Фофанова А.А. на момент принятия оспоренного решения жилищной комиссии Управления состояли на регистрационном учете по месту постоянного жительства по адресу: "адрес", в жилом помещении, общей площадью 44, 9 кв. м, нанимателем которого по договору социального найма с сентября 2018 г. являлась другая дочь супруги административного истца.
Указанный факт, как видно из лицевого счета на данную квартиру, отражен как их вселение для проживания в качестве матери и брата, то есть членов семьи нанимателя жилого помещения, где на каждого проживающего приходится 11, 23 кв. м. общей площади.
Это обстоятельство противоречит договору коммерческого найма, на который сослались суды в своих постановлениях, делая вывод о том, что проживание супруги административного истца и их сына на жилой площади, принадлежащей "данные изъяты" Фофанова А.А, не носит временный характер.
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьями 69, 70, 83 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
В соответствии с пунктом 2 соглашения о расторжении договора социального найма на вышеназванное жилое помещение, подписанного между нанимателем и наймодателем 9 июня 2020 г, все обязательства по договору прекращаются с момента его расторжения и возврата жилого помещения по акту приема-передачи.
В материалах дела отсутствуют, а сторона административного истца не заявляла о наличии, как вышеупомянутого письменного соглашения супруги и сына административного истца, так и акта приема-передачи (освобождения) ими жилого помещения, в котором они зарегистрированы в качестве членов семьи нанимателя, третьим лицам.
Напротив, согласно поквартирной карточки, представленной администрацией сельского поселения " "данные изъяты"" в суд 9 марта 2021 г, вышеперечисленные члены семьи Фофанова А.А. сохраняют статус членов семьи нанимателя жилого помещения и регистрацию в квартире по адресу: "адрес" и после 8 июня 2020 г. - дня заявления нанимателем намерения о расторжении договора найма.
Таким образом, выводы судов о нуждаемости семьи Фофанова А.А. в улучшении жилищных условий по мотиву проживания всех членов семьи военнослужащего в жилом помещении, где на каждого из них приходится менее учётной нормы, установленной в г. "данные изъяты", установленным по делу обстоятельствам не соответствуют, что повлекло неправильное применение судами вышеперечисленных норм материального права.
При таких обстоятельствах Кассационный военный суд считает установленным, что допущенные судами нарушения повлекли принятие незаконных судебных актов, что в силу части 2 статьи 328 статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку исправление ошибки в применении норм материального права не требует установления новых обстоятельств дела, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Фофанова А.А.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 марта 2021 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 10 июня 2021 г. отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Фофанова Андрея Алексеевича отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 сентября 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.