Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-187/2020 по кассационной жалобе административного истца Маматова Казбека Абасовича на решение 35 гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1 "звание" Маматова К.А. об оспаривании действий командира войсковой части N 1 и начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю"), связанных с исчислением выслуги лет.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением 35 гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2021 г, отказано в удовлетворении административного искового заявления Маматова К.А, в котором он просил признать незаконными:
- действия командира войсковой части N 1, связанные с исчислением ему выслуги лет без учёта периода прохождения военной службы в г. "город 1" Камчатского края, подлежащего зачёту на льготных условиях как служба в районах Крайнего Севера, в общем размере четырнадцать лет семь месяцев и шесть дней, а также обязать данное должностное лицо произвести расчёт выслуги лет с зачётом указанного периода;
- произведённый ему начальником ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" расчёт выслуги лет на пенсию от 7 мая 2020 г, в части невключения периода прохождения им военной службы с 1 декабря 2017 г. по 10 апреля 2018 г. в период военной службы в районах Крайнего Севера.
В поданной 5 июля 2021 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить требования его административного иска.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок расчета и зачёта выслуги лет военнослужащим на льготных условиях и назначения пенсии, на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что ему неправильно произвели расчет выслуги лет и предлагает свой расчет. При этом указывает, что он с 25 апреля 2003 г. по 1 декабря 2017 года в составе войсковой части N 2 находился в г. "город 2", где производился ремонт техники и вооружения и ему в полном объеме выплачивалось денежное довольствие, то есть с учетом надбавок и коэффициентов как военнослужащему, проходящему службу в районах Крайнего Севера. В связи с предстоящим увольнением с военной службы при ознакомлении в июле 2018 г. с расчетом выслуги лет ему стало известно о том, что указанный выше период его службы был подсчитан без учета льготной выслуги. Далее указывает, что войсковая часть N 2 в указанный период входила в состав войсковой части N 1 с местом дислокации в г. "город 1" Камчатского края, в связи с чем ему должны были осуществить подсчет выслуги лет в льготном исчислении с учетом 14 лет 7 месяцев и 6 дней прохождения службы в Камчатском крае.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Маматов К.А. проходил военную службу по контракту с 1 июля 2001 г. до 25 ноября 2002 г. в городе "город 3" Приморского края. С 4 декабря 2002 г. по 24 апреля 2003 г. обучался в школе мичманов в г. "город 4". С 25 апреля 2003 г. зачислен в списки личного состава войсковой части N 2 в г. "город 3". В последующем с 24 октября 2003 г. по 10 апреля 2018 г. проходил службу в г. "город 2" Хабаровского края.
11 апреля 2018 г. Маматов К.А. прибыл г. "город 1" Камчатского края для дальнейшего прохождения военной службы.
17 июня 2020 г. административный истец, полагая, что поскольку экипаж войсковой части N 2 входил организационно в состав воинской части, дислоцированной в г. "город 1", обратился с рапортами к командиру войсковой части N 1 о зачете ему срока военной службы с 24 апреля 2003 г. по 10 апреля 2018 г. в срок службы в районах Крайнего Севера на льготных условиях, - один месяц службы за два месяца, о чём произвести соответствующие записи в послужном списке.
Согласно сообщению командира указанной воинской части от 9 июля 2020 г. N 2795 в удовлетворении данных рапортов отказано по причине того, что в названный период административный истец проходил службу в местностях, не отнесённых к районам Крайнего Севера, в г. "город 1" не служил.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации". Этим же постановлением определены районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённые, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждён постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с учётом изменений, внесённых в этот Перечень постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12).
Совместным письмом Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 мая 1998 г. N 1707-14 и 06-28/4114 данный Перечень направлен для использования в практической работе.
В соответствии с отмеченными выше Перечнем и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 г. "город 3" Приморского края и г. "город 2" Хабаровского края, в отличие от г. "город 1" Камчатского края, к районам Крайнего Севера, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях из расчёта один месяц службы за два месяца не относятся, при том что служба в этих населённых пунктах засчитывается в выслугу лет из расчёта один месяц службы за полтора месяца. Именно в таком порядке исчислена выслуга лет административного истца.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное административное дело, суды проанализировали приведенные в судебных актах нормы права и пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для зачёта Маматову К.А. срока военной службы в период с 24 апреля 2003 г. по 10 апреля 2018 г. в срок службы в районах Крайнего Севера и исчислении ему выслуги лет на льготных условиях из расчёта один месяц за два месяца. При этом расчёт выслуги лет на пенсию произведен правильно и надлежащим финансовым органом на основании данных личного дела военнослужащего. В связи с этим суды, не усмотрев нарушений прав Маматова К.А, обоснованно отказали ему в удовлетворении административного иска
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Иные доводы автора кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных судебных актах. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов, и по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2021 г. по административному исковому заявлению Маматова Казбека Абасовича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 31 августа 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.