88-1430/2021
24 августа 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И, судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л, при секретаре судебного заседания Орловой Е.В, в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело N 2-188/2020 представителя истца - Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Эдуарда Валентиновича на решение Псковского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 6 апреля 2021 г. по исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Реша Олега Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании отдельных пунктов договора найма служебного жилого помещения недействительными.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, доводы кассационной жалобы, содержание судебных актов, принятых по делу
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворен иск Реша о признании недействительными указанных в договоре найма служебного жилого помещения N от 22 ноября 2012 года, находящегося по адресу: "адрес", положений пунктов 2, 6, подпунктов "в" и "г" пункта 19 и части пункта 20, согласно которым он заключен в связи с прохождением истцом военной службы в войсковой части N, без права регистрации в жилом помещении по месту жительства и прекращается в связи с истечением срока контракта, окончанием срока службы или переводом к новому месту военной службы, при котором наниматель и члены его семьи обязаны освободить служебное жилое помещение.
В кассационной жалобе, поданной 21 июня 2021 г, представитель ответчика просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в окружной военный суд.
В обоснование жалобы он, излагая обстоятельства дела, анализируя отдельные положения законодательства, регулирующего порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, приходит к выводу, что предусмотренная в договоре найма служебного жилого помещения конкретная дата окончания срока его действия не нарушает жилищные права истца.
Кроме того обращает внимание, что при подписании договора в ноябре 2012 г. истец не возражал против его заключения и был согласен со всеми пунктами, а также полагает что истцом пропущен срок исковой давности.
В заключение автор жалобы указывает, что оспоренные пункты договора основаны на нормах Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, согласно которой обязательным условием для обеспечения жильем является наличие у военнослужащего справки о сдаче служебного помещения по прежнему месту службы. При этом п. 9 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований сохранения за военнослужащим жилых помещений, которые на служебные жилые помещения не распространяются.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Кассационного военного суда.
Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что первый контракт о прохождении военной службы Реш заключил в ноябре 2005 г. и проходит её с июля 2009 г. в войсковой части N, дислоцировавшейся до ноября 2016 г. в г. "данные изъяты", а затем передислоцированной в "данные изъяты".
24 октября 2012 г. Решу на состав семьи из... человек ("данные изъяты") предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 54, 4 кв.м.
22 ноября 2012 г. между Решем и Министерством обороны Российской Федерации в лице заместителя начальника федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжильё") заключен договор найма вышеуказанного служебного жилого помещения N, согласно условиям которого служебное жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы в войсковой части N, без права регистрации в нем по месту жительства. Договором предусмотрено его прекращение в связи с истечением срока действия контракта, окончанием срока службы или переводом к новому месту военной службы. При этом определено, что в случае расторжения или прекращения договора в связи с переводом к новому месту военной службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Удовлетворяя требования иска, суды обеих инстанций исходили из того, что согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии нормами действующего законодательства. Порядок предоставления служебного жилья определен ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой Типовые договоры найма специализированных жилых помещений, к которым относятся служебные жилые помещения, утверждаются Правительством Российской Федерации. Поскольку в типовом договоре, утвержденном Постановлением данного органа от 26 января 2006 г. N 42, не предусмотрено заключение указанного договора до наступления определенной даты, либо на период службы в определенной воинской части (гарнизоне) суды пришли к выводу о его недействительности в оспоренной части.
Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 14 данной статьи военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены указанным Кодексом.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании ч. 3 и 8 ст. 100 ЖК РФ, в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых между сторонами должно быть достигнуто соглашение.
Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 9 данной статьи, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.
Из изложенного следует, что военнослужащий имеет право на получение служебного жилого помещения только по месту военной службы и сохранять последнее при убытии в другую часть за пределы гарнизона не могут, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.
Данное обстоятельство является существенным, а поэтому уполномоченный орган вправе включать его в договор найма служебного жилого помещения.
Указанное обстоятельство не противоречит вышеприведенным нормам ЖК РФ и типовому договору найма специализированных жилых помещений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, а только дополняет последний исходя из специфики обеспечения жильем военнослужащих.
Кроме того, необходимо учитывать и то, что в силу ст. 93 и 104 ЖК РФ и п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения, имея целевое предназначение, в связи с характером прохождения военной службы предоставляются для временного проживания.
На основании изложенного Кассационный военный суд приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допустили существенное нарушение норм материального права в виде неправильного истолкования закона, что привело к принятию неправильных судебных постановлений и повлияло на исход дела.
Довод кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности рассматривался судами первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Ввиду того, что юридически значимые по делу обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, однако допущена ошибка в применении норм материального права, Кассационный военный суд полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Реша.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 379.5 - 379.7, п. 5 ч. 1 ст. 390, ст. 390.1 ГПК РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Псковского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 6 апреля 2021 г. по иску Реша Олега Николаевича отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Реша Олега Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации о признании части заключённого договора найма служебного жилого помещения недействительным.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 41 (? 2) ГПК РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 1 ст. 390.3 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.