Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Карасовой Н.Х. и Монмаря Д.В, Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Атавова ФИО10 на решение Центрального районного суда города Сочи от 6 октября 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2021 года по административному делу N 2а-4979/2020 по административному исковому заявлению Атавова Данияла Рашитхановича к администрации города Сочи об оспаривании решения об отказе в представлении в собственность земельного участка многодетной семье.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения Атавова Д.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Атавов Д.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, в котором просил признать незаконным отказ аАдминистрации города Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений от 1092-р от 25 июня 2015 года об отказе в предоставлении Атавову Д.Р. земельного участка с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", площадью земельного частка - 700 кв.м, имеющего следующие координаты: "данные изъяты" считать предварительно согласованной схему расположения земельного участка с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", площадью земельного участка - 700 кв.м, имеющего следующие координаты: N возложить обязанность на администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений устранить нарушения прав Атавова Д.Р. путем предоставления Атавову Д.Р. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером N, расположенному по указанному адресу, сформированный согласно схеме расположения земельного участка, в системе координат: N
Решением Центрального районного суда города Сочи от 6 октября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2021 года решение от 6 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2021 года, административный истец, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение нормы материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела. Спорный земельный участок соответствует всем требованиям и является свободным от третьих лиц; расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - отдельно стоящий жилой дом на одну семью, что эквивалентно для индивидуального жилищного строительства, был сформирован 03 октября 2011 года (поставлен на кадастровый учет с описанными в законом порядке границами и иными характеристиками). Невозможность в силу закона предоставления административному истцу истребуемого земельного участка судами не установлена.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 2 июня 2021 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся участвующих в деле лиц, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.
Как следует из материалов дела, распоряжением N 1092-р от 25 июня 2015 года Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в соответствии с законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 574 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду" Атавов Д.Р. поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно справке от 23 июня 2020 года N4956, выданной Управлением социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском районе города- курорта С, семья Атавова Д.Р.: супруга ФИО11 дети - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском районе города-курорта Сочи и получает ежегодную денежную выплату в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-K3 "О социальной поддержке многодетных детей в Краснодарском крае" на детей.
Атавов Д.Р. состоит в зарегистрированном браке с ФИО15
23 июня 2020 года Атавов Д.Р. обратился в администрацию города Сочи по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером N как многодетной семье, имеющей трех и более детей.
Письменным ответом Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 21 июля 2020 года N1725.1-0/20 Атавову Д.Р. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Данный отказ мотивирован тем, что очередь на предоставление земельных участков многодетным семьям законом Краснодарского края от 26.12.2014 N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" не предусмотрена, решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего трех и более детей и имеющего право на предоставление земельного участка в аренду является основанием для получения муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей", административный регламент предоставления которой утвержден постановлением администрации города Сочи от 25.10.2013 N 2365. Решение об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, публикуется в газете "Новости Сочи" и размещается на официальном сайте администрации города Сочи в сети "Интернет" - "www.sochi.ru". Таким образом, предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется исключительно из утвержденного Перечня. По результатам рассмотрения указанного заявления земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401009:2801 предоставлен иному лицу в связи с более ранней постановкой на Учет. Заявлений о предоставлении земельных участков из остальных Перечней от административного истца не поступало.
На данный момент в отношении земельных участков, включенных в указанные Перечни, приняты решения о предоставлении. После утверждения очередного Перечня будет определен порядок предоставления земельных участков согласно статьям 7 или 8 Закона. Таким образом, рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, возможно после утверждения соответствующего Перечня земельных участков. Иного порядка предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, Законом не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", положениями Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", исходил из следующего.
Так, согласно письменному ответу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 21 июля 2020 года N1725.1-0/20 после утверждения Перечня земельных участков в целях их предоставления заявителям в аренду соответствующим органом местного самоуправления, будет определен порядок предоставления земельных участков согласно статьям 7 или 8 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Решение об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, будет опубликовано в газете "Новости Сочи" и размещено на официальном сайте администрации города Сочи в сети "Интернет" - "www.sochi.ru".
При этом, из материалов дела установлено, что Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления указанной категории граждан, были утверждены решением Городского Собрания Сочи: от 27 июля 2016 года N112, которое опубликовано в газете "Новости Сочи" от 4 августа 2016 года N130(2703); от 15 февраля 2017 года N14, которое опубликовано в газете "Новости Сочи" от 2 марта 2017 года N27 (2811); от 27 сентября 2017 года N154, которое опубликовано в газете "Новости Сочи" от 14 октября 2017 года N159 (2943)-160 (2944).
От административного истца Атавова Д.Р. поступали заявления о предоставлении земельных участков, перечень которых был утвержден решением Городского Собрания Сочи от 27 июля 2016 года N112, однако, рассматривалось только первое поданное заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401009:2801.
По результатам рассмотрения указанного заявления земельный участок с кадастровым номером N предоставлен иному лицу, в связи с более ранней постановкой на Учет.
Заявлений о предоставлении земельных участков из остальных Перечней от Атавова Д.Р. в администрацию города Сочи не поступало. Доказательств, подтверждающих обратное, материалы дела не содержат.
В настоящее время, в отношении земельных участков, включенных в указанные Перечни, приняты решения об их предоставлении иным лицам.
Таким образом, на момент обращения административного истца в администрацию города Сочи по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером N, как многодетной семье, имеющей трех и более детей, названный Перечень утвержден не был.
По указанным основаниям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом преждевременно заявлены требования о возложении на администрации города Сочи в лице Департамента имущественных отношений обязанности устранить нарушения прав Атавова Д.Р. путем предоставления Атавову Д.Р. в собственность бесплатно спорного земельного участка с определенным кадастровым номером, поскольку право на предоставление земельного участка в собственность без торгов гражданам, имеющим трех и более детей, возникает у таких граждан в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-К3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом. Согласно указанному Закону первичное предоставление земельного участка осуществляется в аренду.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции.
Однако такие выводы суда судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает преждевременными.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии со статьей 1 Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (в ред. Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года N 3363-КЗ; от 24 июля 2020 года N 4338-КЗ), гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Как указывалось выше, в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи Краснодарского края от 1092-р от 25 июня 2015 года "О постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право па предоставление земельного участка в аренду" Атавов Д.Р. с составом семьи 5 человек (он, супруга - ФИО18 дочь - ФИО19 дочь - ФИО17, дочь - ФИО16 поставлены па учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право па предоставление земельного участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства, с присвоением учетного номера 26.05.2015-19.29.12.
При рассмотрении дела судами обеих инстанций не установлено соответствие испрашиваемого административным истцом земельного участка вышеуказанным требованиям Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в действующей редакции, проведение в отношении земельного участка всех необходимых обязательных процедур.
Кроме того, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне, применительно к которой устанавливаются виды разрешенного использования (часть 4 статьи 30, часть 2 статьи 37).
При этом уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, если: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (подпункты 14, 20 статьи 39.16 ЗК РФ).
Между тем судами не выяснены вопросы, в какой территориальной зоне расположен испрашиваемый земельный участок, какие виды разрешенного использования земельных участков установлены применительно к данной зоне, соответственно, возможно ли предоставление административному истцу спорного участка для индивидуального жилищного строительства.
Также заслуживают внимания и следующие доводы Атавова Д.Р. в кассационной жалобе.
Так, как указывает административный истец, с 2015 года никаких предложений от администрации города Сочи по поводу предоставления последнему и его членам семьи земельного участка не получал.
Вместе с тем, письмом Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи от 21 июля 2020 года N 1725.1-0/20 в предоставлении земельного участка отказано. Сам ответ, ни по форме, пи по содержанию полноценным отказом не является, носит формальный характер. Более того, в указанном ответе, даже не упоминается земельный участок с кадастровым номером N площадью 700 кв.м, заявленный в исковых требованиях как гарантия исполнения административным ответчиком возложенной па пего государством обязанности по обеспечению меня и членов моей семьи бесплатным земельным участком.
В соответствии со статьей 6 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085 - КЗ в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.
В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков.
С момента истечения срока для исполнения вмененной административному ответчику законодателем обязанности но исполнению государственных гарантий соблюдения прав и законных интересов моих и моей семьи, как граждан РФ по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка, прошло более 5 лет или (более 11 сроков), установленных законом для реализации социальных прав.
Указанным обстоятельствам не дана оценка обеими судами.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешение дела, не установлены.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении необходимо учесть вышеприведенные обстоятельства, выполнив необходимые процессуальные действия, в частности, установить соответствие испрашиваемого административным истцом земельного участка требованиям Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в действующей редакции, а также проведение в отношении земельного участка всех необходимых обязательных процедур.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы оставлены без оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить заявленные требования в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2021 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Сочи в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.