Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Вдовиченко С.В.
судей Семеновой И.А, Пластинина И.В, при секретаре Каресевой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-301/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 24 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителя административного ответчика ФИО5, прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее также - РЭК Свердловской области) N130-ПК от 27 августа 2012 года N130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области" в редакции от 31 мая 2017 года в той мере, в которой этот нормативный правовой акт не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); о возложении обязанности на РЭК Свердловской области с момента вступления в законную силу принять нормативный правовой акт, устанавливающий названный норматив.
В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N306 (далее также - Правила N306). Так, в нарушение пункта 50 Правил N306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен лишь по двум направлениям использования коммунального ресурса: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных; приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
Решением Свердловского областного суда от 24 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: признаны недействующим с момента вступления в законную силу решения суда нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области, утверждённые постановлением РЭК Свердловской области от 27 августа 2012 года N130-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области" (далее также - постановление N130-ПК) в той мере, в которой они не содержат норматива на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов). Возложена обязанность на РЭК Свердловской области после вступления решения суда в законную силу принять и ввести в действие не позднее 01 января 2022 года нормативный правовой акт, утверждающий вышеназванный норматив. Постановлено, что сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
В апелляционной жалобе РЭК Свердловской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ судебной защиты, пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим иском. Дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, истолковал пункты 9, 50 Правил N306. РЭК Свердловской области лишена возможности установить норматив для надворных построек ввиду отсутствия установленного порядка в Правилах N306.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N306 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия постановления от 27 августа 2012 года N130-ПК в редакции от 31 мая 2017 года) определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Согласно пункту 20 названных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.
В силу пункта 13 Правил N306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода подлежат использованию формулы согласно приложению N1 к данным Правилам.
Пунктом 50 Правил N306 установлено, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 августа 2012 года РЭК Свердловской области принято постановление N130-ПК.
В нормативный правовой акт вносились изменения.
Начиная с 01 июня 2017 года постановление N130-ПК действует в редакции постановления РЭК Свердловской области от 31 мая 2017 года N38-ПК, согласно которому утверждены с применением расчетного метода и введены в действие с 01.09.2012 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Свердловской области (прилагаются). Согласно приложению в параграфе 1 определены нормативы по двум направлениям использования коммунального ресурса (кВтч на 1 голову животного и птицы в месяц): - освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных и птиц; - приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных и птиц.
Судом правильно установлено, что постановления приняты уполномоченным органом в установленной форме (подпункт 7 пункта 12 Положения о РЭК Свердловской области, утвержденное Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N1067-УГ в редакции на дату издания) и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru - 01.06.2017, и по этим основаниям не оспаривается.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд пришел к выводу, что постановление N130-ПК в редакции постановления от 31 мая 2017 года N38-ПК, противоречит Правилам N306 в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов).
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Довод административного ответчика о том, что Правила N306 не устанавливают безусловную обязанность уполномоченного органа устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг по соответствующим направлениям потребления коммунальных услуг, подлежит отклонению, поскольку обязательность установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по всем направлениям использования, перечисленным в пункте 50 Правил N306, обусловлена прямым указанием на это в данных правилах.
Отсутствие названных нормативов по отдельным направлениям использования недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Кроме того, отсутствие нормативов для потребителей, имеющих надворные построек, в том числе бани, сауны, бассейны, гаражи, теплицы (зимних садов) фактически приводит к получению такими потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии в Правилах N306 порядка расчета для нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению по направлению освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), не является основанием для отмены обжалуемого решения. В отсутствие прямого запрета на это в Правилах, регулирующий орган вправе использовать по аналогии иные формулы, содержащие расчет нормативов потребления коммунальных услуг.
По этим же основаниям суд апелляционной инстанции считает также несостоятельным довод административного ответчика о том, что Правилами N306 не урегулирована процедура получения сведений, необходимых уполномоченному органу для определения расчетным методом нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек.
Являются ошибочными доводы жалобы о ненадлежащем способе судебной защиты прокурором и нарушении правил подсудности.
При наличии нормативного правового акта, установившего нормативы потребления коммунальной услуги только по части направлений использования коммунального ресурса, подлежит оспариванию этот нормативный правовой акт, а не бездействие органа, уполномоченного на его принятие.
Из чего следует, что заявленные прокурором административные требования правильно рассмотрены в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и с соблюдением правил подсудности, предусмотренной статьей 20 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока оспаривания положений постановления является необоснованным, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд обоснованно признал его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В тоже время судебная коллегия приходит к выводу, что суд, возлагая на ответчика обязанности, касающиеся последствий признания нормативного акта недействующим, неверно применил часть 4 статьи 216 КАС РФ, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в силу которых, право суда возложить обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, возникает только в том случае, если выявлена недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку оспариваемое постановление судом признано в части недействующим вследствие отсутствия установленного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлению освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), то в результате принятия судебного акта не возникает недостаточной правовой урегулированности указанных правоотношений на территории Свердловской области, а обязанность компетентного органа по исполнению решения суда и по внесению соответствующих изменений в постановление об утверждении норматива по данному направлению, возникает в силу закона.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции, касающиеся последствий признания нормативного акта недействующим - о возложении обязанностей по принятию и введению в действие заменяющего акта с указанием срока исполнения, подлежат исключению из резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения абзац третий: "Возложить на Региональную энергетическую комиссию Свердловской области обязанность после вступления решения суда в законную силу принять и ввести в действие не позднее 01 января 2022 года нормативный правовой акт, утверждающий вышеназванный норматив.".
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.