Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А, Белоногого А.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-258/2021 по апелляционной жалобе городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" на решение Архангельского областного суда от 18 июня 2021 года, которым административный иск заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим в части Положения об условиях и гарантиях осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", утверждённого решением Совета депутатов Северодвинска от 26 ноября 2009 года N 159, удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А. объяснения представителя городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" Саладиной Г.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заместителя прокурора Архангельской области Парфеновой Е.Г, возражавшей против её удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" от 26 ноября 2009 года N 159 утверждено Положение об условиях и гарантиях осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск" (далее - Положение). Решение опубликовано в издании бюллетень нормативно-правовых актов "Вполне официально" N 35 от 04 декабря 2009 года.
Решением Совета депутатов Северодвинска от 15 марта 2021 года N 336 внесены изменения в Положение. Решение опубликовано в издании бюллетень нормативно-правовых актов "Вполне официально" N 10 от 24 марта 2021 года.
Согласно пункту 4.3 Положения в редакции решения Совета депутатов Северодвинска от 15 марта 2021 года N 336 Совет депутатов Северодвинска ежемесячно выплачивает депутату компенсацию за осуществление им своих полномочий в размере одного должностного оклада муниципального служащего, имеющего наименьший должностной оклад в Совете депутатов Северодвинска, с учетом требований пункта 4 статьи 7 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области".
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с административным иском о признании не действующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 4.3 Положения об условиях и гарантиях осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" от 26 ноября 2009 года N159.
В обоснование административных исковых требований заместитель прокурора ссылался на то, что оспариваемое положение возлагает на орган местного самоуправления необоснованную обязанность по выплате депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячной денежной суммы, независимо от фактического исполнения публичных функций, что противоречит положениям статьи 40 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Решением Архангельского областного суда от 18 июня 2021 года административный иск удовлетворён. Суд признал пункт 4.3 Положения об условиях и гарантиях осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинска" от 26 ноября 2009 года N 159, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе городской Совет депутатов муниципального образования "Северодвинск" просит решение суда отменить или изменить полностью или в части, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведённые положения, положения пунктов 1, 2, подпункта 2.1 пункта 2, пункта 3 статьи 15, подпункта 8.6 пункта 8 статьи 42 Устава городского округа Архангельской области "Северодвинск", принятого на местном референдуме 16 июня 1996 года, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в надлежащей форме, порядок введения его в действие соблюдён.
В силу статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
Положения части 5 статьи 40 данного Федерального закона, действующие в системе иных его норм, определяющих структуру, статус органов местного самоуправления (абзац пятнадцатый части 1 статьи 2, статьи 34 - 39) и статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (абзацы шестнадцатый - двадцать первый части 1 статьи 2, статья 40), предусматривают возможность осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе в соответствии с названным Федеральным законом и уставом муниципального образования. Вместе с тем данные законоположения применительно к депутатам представительного органа муниципального образования закрепляют количественные и процентные параметры относительно установленной численности депутатов, которыми указанная возможность ограничивается таким образом, чтобы обеспечить осуществление депутатских полномочий преимущественно на непостоянной основе.
Вышеуказанной нормой депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. В то время, как депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, установлены ограничения в виде запрета занятия видами деятельности, перечисленными в части 7 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
В пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным кодексом, определять размеры и условия оплаты труда только тех депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 24 июня 2009 года N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" установлены гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения федерального законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что городской Совет депутатов муниципального образования "Северодвинск" не вправе был закрепить в оспариваемом нормативном правовом акте возможность выплаты депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, фиксированной ежемесячной денежной суммы, не обусловленной целью компенсации понесенных ими расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Что касается выплаты фиксированной ежемесячной денежной суммы депутатам, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе, то такая выплата, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может носить характер компенсации за осуществление ими своих полномочий.
Оплата труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения (в фиксированной сумме), увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, его размер устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Архангельской области (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона Архангельской области "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области").
Выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, ежемесячное денежное вознаграждение выплачивается в соответствии с решением Совета депутатов Северодвинска от 24 октября 2019 года N 197 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Северодвинска от 30.11.2006 N 159 и установлении денежного вознаграждения выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", осуществляющим свои полномочия на постоянной основе".
В остальной части доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, в обжалуемом решении им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение Архангельского областного суда от 18 июня 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Архангельского областного суда от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" ? без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.