Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Шадриной Е.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-278/2021 по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района на решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Орловой Л.С. о признании неправомочным состава совета депутатов муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
по результатам выборов, состоявшихся 8 сентября 2019 года, состав совета депутатов муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва (далее также - Совет депутатов) был сформирован из 10 депутатов.
Решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2020 года по административным делам N 2а-9955/2020 и N 2а-9933/2020, вступившими в законную силу 11 марта 2021 года, досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и депутата совета депутатов этого же муниципального образования Ч, а также депутата совета депутатов названного муниципального образования А. соответственно.
Решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2021 года по административным делам N 2а-5685/2021 и N 2а-3723/2021, вступившими в законную силу 1 июня 2021 года, досрочно прекращены полномочия депутатов Совета депутатов Р. и Г. соответственно.
Р. и Г. 17 марта 2021 года также подали в Совет депутатов заявления о досрочном сложении с себя полномочий депутата этого совета депутатов. В эту же дату с аналогичным заявлением в Совет депутатов обратился Ю..
21 апреля 2021 года заявление о сложении полномочий подано депутатом Совета депутатов Е..
Житель д.Юкки Всеволожского муниципального района Ленинградской области Орлова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета депутатов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в соответствии с Уставом муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избирается сроком на 5 лет и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
По мнению административного истца, в результате досрочного прекращения полномочий ряда депутатов представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, что является основанием для его признания таковым в судебном порядке.
Решением Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 19 Устава муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов от 28 декабря 2015 года N 25 (далее - Устав), Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Юкковское сельское поселение", состоит из 10 депутатов, избирается сроком на 5 лет на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В этой же статье Устава предусмотрено, что заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 (пятидесяти) процентов от числа избранных депутатов.
Из приведенных норм следует, что состав Совета депутатов правомочен при условии избрания в Совет не менее двух третей (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов). При избрании Совета депутатов в полном составе (10 депутатов) заседания Совета будут правомочны, если на них присутствуют не менее 5 депутатов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Совет депутатов четвертого созыва 8 сентября 2019 года избран в полном составе (10 человек) и в данном составе приступил к осуществлению своей деятельности в качестве представительного органа муниципального образования.
После досрочного прекращения с 15 мая 2020 года полномочий депутата М. в связи со смертью, состав Совета депутатов был восполнен путем проведения дополнительных выборов 13 сентября 2020 года, на которых депутатом Совета депутатов избран В...
Исследовав материалы дела, допросив в качестве свидетелей Г., Р., Ю... и Е. суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Совет депутатов состоит из пяти человек (депутаты Б. О., Е., В., С..), что в силу положений частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 Устава является достаточным для осуществления представительным органом муниципального образования своих полномочий.
При этом суд правильно применил положения части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, указав, что полномочия депутата Е... не могут быть признаны досрочно прекращенными, в связи с неистечением установленного данной нормой срока принятия решения по заявлению этого лица от 21 апреля 2021 года.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии достоверных данных, подтверждающих досрочное прекращение полномочий депутатов Б. и О, поскольку он сделан на основе представленных доказательств, в частности, протокола заседания Совета депутатов от 17 марта 2021 года, на котором решение о досрочном прекращении полномочий депутата Б. принято не было, заявлений данного лица в адрес Совета депутатов и Избирательной комиссии Ленинградской области, показаний допрошенной в качестве свидетеля О..
С учетом положений части 7 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 8 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 года N 1-ОЗ "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области", части 2 статьи 27 Устава, не может быть признан обоснованным содержащийся в возражениях на апелляционную жалобу, поданных административным истцом, довод о неправомочности состава Совета депутатов в связи с досрочным прекращением полномочий его председателя.
Верным является также суждение суда со ссылкой на статью 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о возможности восполнения состава представительного органа муниципального образования путем проведения дополнительных выборов.
Предусмотренные пунктом 10 статьи 71 вышеназванного Федерального закона препятствия для проведения дополнительных выборов в настоящем случае отсутствуют, поскольку действующий состав Совета депутатов избран 8 сентября 2019 года на пятилетний срок.
Решением избирательной комиссии муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 10 июля 2021 года N 172 назначены дополнительные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Юкковским одномандатному избирательным округам N 2, N 3, N 4, N 5, N 8, N 9 на 19 сентября 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района поводом для отмены решения суда служить не могут.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1). Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым (часть 2).
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
С учетом существа и значимости решаемых Советом депутатов вопросов местного значения муниципального образования, административный истец, являющийся жителем муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании неправомочным состава Совета депутатов, поскольку его права, свободы, законные интересы непосредственно затрагиваются вопросом правомочности состава представительного органа муниципального образования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Орлова Л.С. в ходе судебного разбирательства поясняла, в чем заключается нарушение ее прав и законных интересов неправомочным, по ее мнению, составом Совета депутатов, представила переписку по данному вопросу с административным ответчиком.
Судебная коллегия также не может согласиться с суждением прокурора о наличии оснований к прекращению производства по делу, в связи с назначением дополнительных выборов депутатов Совета депутатов, поскольку данные обстоятельства, возникшие после вынесения обжалуемого судебного акта, об его незаконности свидетельствовать не могут. Кроме того, признание неправомочным состава представительного органа муниципального образования влечет правовые последствия, предусмотренные частью 18 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в виде назначения досрочных, а не дополнительных, выборов в сроки, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленного по делу судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.