Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-207/2021 по административному исковому заявлению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов о признании незаконным в части решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 19 мая 2020 г. N 183-1 "О жалобе Захарова А.Ю, Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Яблоко" по апелляционной жалобе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов на решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищевой Т.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов (далее также - ИКМО) от 24 июня 2019 г. N 8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов шестого созыва на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов" полномочия окружной избирательной комиссии N 22 (далее - ОИК N 22) возложены на ИКМО.
8 сентября 2019 г. состоялись выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов (далее - Муниципальный совет) шестого созыва.
Пунктом 2 решения ОИК N 22 от 12 сентября 2019 г. N 161 определены результаты выборов депутатов Муниципального совета шестого созыва по избирательному округу N 22.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербурга от 11 февраля 2020 г, по административному делу N 2а-4140/2019 признано в том числе недействительным упомянутое решение ОИК N 22 от 12 сентября 2019 г. N 161 в части пункта 2 и на ОИК N 22 возложена обязанность определить результаты выборов депутатов Муниципального совета шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 22 с учётом первоначальных решений (протоколов) участковых избирательных комиссий NN 170, 171, 172, 173, 175, 179 об итогах голосования от 8 сентября 2019 г.
24 декабря 2019 г. Санкт-Петербургской избирательной комиссией принято решение N 166-2, которым полномочия ИКМО возложены на территориальную избирательную комиссию N 2 (далее - ТИК N 2) до истечения срока полномочий ИКМО состава 2017 - 2022 годов.
Ввиду того, что решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 г. ТИК N 2 не исполнялось, Захаров А.Ю. и Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Яблоко" обратились с соответствующей жалобой в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 19 мая 2020 г. N 183-1 "О жалобе Захарова А.Ю, Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Яблоко" (далее - Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 183-1) ТИК N 2 и ИКМО разъяснено, что полномочия ИКМО переданы ТИК N 2 в полном объёме, в том числе возложенные на ИКМО полномочия ОИК N 22 по выборам депутатов Муниципального совета шестого созыва (пункт 1).
Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 183-1 незаконным в части воспроизведённого разъяснения по мотиву нарушения при его принятии требований федерального и регионального избирательного законодательства, в том числе и положений Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге", которыми не предусмотрена возможность возложения полномочий окружной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", административный истец указал, что полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться только на избирательную комиссию муниципального образования или участковые избирательные комиссии.
Кроме того, по мнению административного истца, принимая оспариваемое решение, Санкт-Петербургская избирательная комиссия допустила вмешательство в порядок принудительного исполнения решения Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 г. в части замены должника по исполнительному производству, тем самым нарушила конституционный принцип разделения властей.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ИКМО просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Санкт-Петербургской избирательной комиссией и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 183-1 является законным и действующему законодательству не противоречит.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" для проведения выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам формируются окружные избирательные комиссии. По решению избирательной комиссии муниципального образования полномочия окружных избирательных комиссий по всем избирательным округам или по отдельным избирательным округам могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования или участковые избирательные комиссии.
Как указано выше, при проведении выборов депутатов Муниципального совета шестого совета окружная избирательная комиссия по многомандатному избирательному округу N 22 не формировалась, а её полномочия были возложены на ИКМО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
В пункте 6 статьи Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" установлено, что на территориальную комиссию могут возлагаться полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга по решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования.
Приведённые положения закрепляют правило о том, что в случае передачи полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной комиссии, полномочия избирательной комиссии муниципального образования передаются в объёме, определённом в пункте 10 статьи 24 Федерального закона N 67-ФЗ, в целях создания надлежащих условий для реализации всеми участниками избирательного процесса их прав и обязанностей.
18 декабря 2019 г. Муниципальным советом принято решение N 22/2019 "О передаче полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО Остров Декабристов территориальной избирательной комиссии N2", которым предусмотрено обратиться в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию о возложений полномочий ИКМО на ТИК N 2 до окончания срока полномочий ИКМО 2016 - 2021 годов.
На основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пункта 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга N 385-57 и обращения Муниципального совета Санкт-Петербургской избирательной комиссией 24 декабря 2019 г. принято решение N 166-2, которым полномочия ИКМО возложены на ТИК N 2 до истечения срока полномочий ИКМО 2017 - 2022 годов.
Таким образом, полномочия ИКМО возложены на ТИК N 2 в установленном законом порядке и в полном объёме.
Проанализировав правовые предписания, закреплённые в пунктах 6 и 7 Федерального закона N 67-ФЗ, суд пришёл к правильному выводу о том, что если при рассмотрении поступивших в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации жалоб на решения, действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования будет установлено, что такими решениями, действиями (бездействием) нарушаются избирательные права граждан, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять по итогам рассмотрения жалобы такое решение, которое бы позволило восстановить нарушенное избирательное право в полном объёме, поскольку иной подход будет противоречить основному назначению избирательных комиссий, определённому пунктом 3 статьи 20 данного федерального закона.
При проверке доводов жалоб Захарова А.Ю, Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Яблоко" Санкт-Петербургской избирательной комиссией было установлено, что ТИК N 2 не были предприняты меры к исполнению решения Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2019 г. по административному делу N 2а-4140/2019, несмотря на то, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в сложившейся ситуации Санкт-Петербургская избирательная комиссия избрала верный способ восстановления нарушенных избирательных прав, разъяснив в Решении N 183-1, что полномочия ИКМО переданы ТИК N 2 в полном объёме, в том числе возложенные на ИКМО полномочия ОИК N 22 по выборам депутатов Муниципального совета шестого созыва
Доводы апелляционной жалобы являлись правовой позицией административного истца в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.