Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Осипова Сергея Васильевича на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Осипова Сергея Васильевича к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности по передаче земельного участка в собственность за плату.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Осипова С.В. - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осипов С.В. обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 19 мая 2020 года в предоставлении Осипову С.В. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в собственность за плату; возложить на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность передать Осипову С.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Определением суда от 27 октября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года, административное исковое заявление Осипова С.В. оставлено без удовлетворения.
29 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Осипова С.А, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 21 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили норму материального пава и не учли, что земельные участки, расположенные в зоне с особыми условиями использования территории, не являются ограниченными в обороте, либо изъятыми из оборота и подлежат предоставлению, если разрешенное использование таких земельных участков не нарушает установленные ограничения использования, связанные с нахождением участков в зоне с особыми условиями использования. Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, который согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, может использоваться помимо целей размещения жилого дома, также для производства сельскохозяйственной продукции, что не запрещено в водоохранных зонах и на территориях, подверженных затоплению.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба Осипова С.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края,.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Осипова С.В. - ФИО7, изучив письменные возражения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района от 10 декабря 2015 года N 346 Осипову С.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 762 кв.м, образованного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из земель населённых пунктов, в зоне личных подсобных хозяйств, с разрешённым видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства" (код 2.2). Земельному участку присвоен адрес: "адрес". 23 апреля 2020 года Осипов С.В. обратился с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Решением Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, изложенным в письме от 19 мая 2020 года за N 01-22/2802, со ссылкой на подпункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ Осипову С.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, в связи с нахождением указанного участка в зоне затопления, что не позволит использовать участок в соответствии с видом разрешённого использования. Согласно сведениям ЕГРН, по состоянию на 14 мая 2020 года, спорный земельный участок имеет вид разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства", категория земель "земли населённых пунктов", полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории: в зоне затопления и подтопления, установленной приказом Амурского бассейнового водного управления от 16 января 2020 года N 13 "Об установлении границ зон затопления, подтопления водами протоками Амурская на территории с.Корсаково-2 Хабаровского района Хабаровского края", сведения о границах данной зоны внесены в ЕГРН 20 января 2020 года.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. К числу таких ограничений, в частности, относится нахождение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ, пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод на определенные территории и объекты (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, в границах зон затопления подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления подтопления.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N360 (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных отношений) (далее - Положение) предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Согласно пункту 5 Положения, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
Пунктом 18 Положения установлено, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Статьёй 1 Закона Хабаровского края от 10 декабря 2014 года N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением" установлено, при осуществлении градостроительной деятельности органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо исключить строительство объектов капитального строительства (в том числе жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры) без обеспечения инженерной защиты таких объектов капитального строительства от затопления, подтопления на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", Закона Хабаровского края от 10 декабря 2014 года N 22 "Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением", и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в предоставлении в собственность земельного участка за плату, поскольку он расположен в границах зон с особыми условиями использования территории.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Осиповым С.В. не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что земельные участки, расположенные в зоне с особыми условиями использования территории, не являются ограниченными в обороте, либо изъятыми из оборота, правового значения не имеет для настоящего дела, поскольку оспариваемый отказ основан на том, что спорный земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования, а установленные ограничения использования земельного участка не допускают использование его в соответствии с целями использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства" (строительство жилого дома).
В связи с чем и указание в кассационной жалобе на то, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешённого использования "для ведения личного подсобного хозяйства", который может использоваться помимо целей размещения жилого дома, также для производства сельскохозяйственной продукции, также не имеет правового значения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Осипова Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.