Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей и Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГБУЗ Камчатского края "Вилючинская городская больница" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ГБУЗ Камчатского края "Вилючинская городская больница" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Павленко Ирине Александровне, заинтересованное лицо министерство здравоохранения Камчатского края о признании незаконным предписания от 18 сентября 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-3156-И/20-1.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителей ГБУЗ Камчатского края "Вилючинская городская больница" ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГБУЗ Камчатского края "Вилючинская городская больница" (далее - ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница", Учреждение) обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в КК) и просила признать незаконным предписание N 41/2-72-20-ПР/12-3156-И/20-1 от 18 сентября 2020 года в части возложения обязанности произвести выплату стимулирующего характера (пункт 1 Предписания).
Определениями суда от 01 октября 2020 года, от 20 октября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Павленко И.А, в качестве заинтересованного лица - министерство здравоохранения Камчатского края соответственно.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 03 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2021 года, административное исковое заявление ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" оставлено без удовлетворения.
29 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 17 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, вопреки требованиям статьи 47 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица не было привлечено министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края. Данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку лечебное учреждение не располагает целевыми денежными средствами, источником финансирования которых является резервный фонд Российской Федерации. Судами не дана оценка доводам административного истца о том, что исполнение оспариваемого Предписания приведет к нецелевому использованию федеральных средств. При этом локальным актом Учреждения, в соответствии с пунктом 11 Правил N 415, предусмотрено, что учет рабочего времени в особых условиях при оказании помощи больным коронавирусной инфекции и больным с подозрением на коронавирусную инфекцию, ответственные лица ведут в отдельном табеле, сумма фактической выплаты исчисляется пропорционально фактически отработанным в месяце дням (часам, сменам). В Учреждении отсутствуют подразделения и специальные бригады, работающие с больными коронавирусной инфекцией и больными с подозрением на коронавирусную инфекцию, в связи с чем, начисления стимулирующих выплат за полный месяц будет противоречить Правилам N 415. Кассатор полагает, что учет рабочего времени для выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку, должен производиться в порядке, установленном статьей 121 Трудового кодекса РФ и Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утверждённым приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н. Кроме этого, ГИТ в КК, в нарушение требований Трудового кодекса РФ, фактически разрешилиндивидуальный трудовой спор.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный ответчик, представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" ФИО8 и ФИО9, изучив письменные возражения ГИТ в КК, пояснения министерства здравоохранения Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является деятельность больничных организаций. На основании распоряжения от 24 августа 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-2913-И/20-1 главным государственным инспектором труда Павленко И.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница", по результатам которой 18 сентября 2020 года был составлен акт N 41/2-72-20-ПР/12-3155-И/20-1, в котором отражены выявленные нарушения требований статей 22, 136, 159, 162 Трудового кодекса РФ, допущенные работодателем, в частности установлено, что стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, в период апрель-июль 2020 года производилась Учреждением не за фактическое время отработанное данными работниками в месяц, а за часы фактической работы с указанными больными. 18 сентября 2021 года ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" выдано предписание N 41/2-72-20-ПР/12-3156-И/20-1, которым на основании части 6 статьи 136, абзацев второго и седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ на Учреждение возложена обязанность произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период апрель-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно постановлению Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N415), с учётом ранее выплаченных сумм, в срок до 20 октября 2020 года (пункт 1).
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы второй, седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавшие в период спорных правоотношений) (далее - Правила N 415).
Согласно пункту 11 Правил N 415 локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 и от 12 апреля 2020 года N 484, согласно которому указанные выплаты осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 за фактически отработанное время, то есть выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Правил N 415 в ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" приказом и.о. главного врача от 20 апреля 2020 года N 175/А (далее - Приказ N 175/А) утверждены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам Учреждения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекции.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Трудового кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", письмо Минздрава России от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 и от 12 апреля 2020 года N484", приказ и.о. главного врача ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" от 20 апреля 2020 года N 175/А "Об утверждении порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам Учреждения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция", и пришли к обоснованному выводу о законности требований пункта 1 Предписания произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за работу в период апрель-июль 2020 года в полном объёме за фактически отработанное в каждом
месяце время, с учётом ранее выплаченных сумм, поскольку выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за всё время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют основания полагать, что выявленные ГИТ в КК нарушения ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" требований Трудового кодекса РФ относятся к индивидуальным трудовым спорам.
Указание в кассационной жалобе на то, что судом не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края, и что данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку лечебное учреждение не располагает целевыми денежными средствами, источником финансирования которых является резервный фонд Российской Федерации, не влечёт отмену оспариваемых судебных актов, поскольку сам по себе факт привлечения либо не привлечения указанного органа в качестве заинтересованного лица не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу, круг лиц определён судом исходя из предмета и основания заявленных требований, ходатайство о привлечении министерства финансов Камчатского края к участию в деле административный истец не заявлял.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка доводам административного истца о том, что исполнение оспариваемого Предписания приведет к нецелевому использованию федеральных средств, является неправомерным, поскольку постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 определён порядок выделения денежных средств на спорные стимулирующие выплаты, а источником их финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на статью 121 Трудового кодекса РФ и Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утверждённым приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, при разрешении настоящего спора не состоятельна.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 03 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ Камчатского края "Вилючинская городская больница" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.