Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 19.01.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20.05.2021 по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах Скрипченко Л.Н. к краевому государственному казенному учреждению "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее КГКУ "Центр выплат"), Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о признании незаконными действий, взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н,
УСТАНОВИЛА:
прокурор, обратившись в суд, указал, что по результатам прокурорской проверки установлено нарушение прав Скрипченко Л.Н. на социальную защиту и получение мер социальной поддержки. Выявлено, что с ноября 2018 года ежемесячная денежная компенсация Скрипченко Л.Н, являющейся получателем денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "инвалид", выплачивалась в размере 20% регионального стандарта как аванс. Компенсация фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% ей не производилась, в связи с отсутствием сведений о фактическом потреблении коммунальных услуг.
При поступлении в 2018 году сведений о фактическом потреблении Скрипченко Л.Н. коммунальных услуг КГКУ "Центр выплат" неправомерно произведен перерасчет в сторону уменьшения размера ежемесячной денежной компенсации, предоставленной ей за период с 01.01.2017 по 31.07.2020, в результате у Скрипченко Л.Н. образовалась задолженность в размере 51 672, 79 рублей. Впоследствии при начислении Скрипченко Л.Н. как инвалиду ежемесячной денежной компенсации производилось удержание излишне выплаченных сумм, выявленных при осуществлении перерасчета, учтена выплаченная компенсация в размере 36 867, 46 рублей, что свидетельствует о фактическом отказе от предоставления мер социальной поддержки в размере и порядке, установленных федеральным законодательством.
Прокурор просил признать незаконными действия по удержанию со Скрипченко Л.Н. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с 01.01.2017 по 31.10.2018, взыскать с Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края в пользу Скрипченко Л.Н. недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с апреля 2019 года по август 2020 года в размере 36 867, 46 рублей.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 19.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20.05.2021, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Стороны извещены надлежаще, в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направили. В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на неё прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены.
На основании исследованных доказательств судами установлено, что Скрипченко Л.Н, как инвалид, является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по месту жительства: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 1, кв. 13, с 01.10.2009 по настоящее время, размер компенсации составляет 50% указанных расходов.
За период с 01.01.2017 по 31.07.2020 Скрипченко Л.Н. предоставлена ежемесячная денежная компенсация в общей сумме 70 005, 67 рублей.
После поступления в КГКУ "Центр выплат" сведений об объемах потребленных Скрипченко Л.Н. жилищно-коммунальных услуг произведен перерасчет предоставленной ежемесячной денежной компенсации, выявлена переплата сумм социальной поддержки - 51 672, 79 рублей.
В период с октября 2018 года по август 2020 года КГКУ "Центр выплат" произвело удержание излишне выплаченных сумм из текущих выплат, назначенных Скрипченко Л.Н, в общей сумме 36 867, 46 рублей.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).
В Камчатском крае в целях урегулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 N 1233-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
Решением Камчатского краевого суда от 29.03.2019 по административному делу N 3а-9/2019 пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 N 1233-п (в редакции от 08.10.2018), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установленная региональным законодательством Камчатского края форма предоставления льгот путем авансирования предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов, с правом административного органа в дальнейшем самостоятельно удерживать излишне выплаченные суммы компенсации, в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы, изменяет порядок гарантированных государством льгот, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и исходил из того, что применяемое ответчиком региональное законодательство противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, удержание из назначенной гражданину - льготнику компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг, излишне произведенных ему ранее выплат, в отсутствие полученного у него согласия во внесудебном порядке является неправомерным, также противоречит действующему законодательству, свидетельствует о нарушении прав такого гражданина на получение от государства мер социальной поддержки в полной мере.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.
Оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 19.01.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20.05.2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.