Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с апелляционной жалобой Министерства финансов Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай, Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты". В обоснование заявленных требований указал, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г..Горно-Алтайска Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай выдан исполнительный лист, который был передан административным истцом в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства. В рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по "адрес" в адрес Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай направлялось требование о необходимости исполнения требований исполнительного документа, выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора. Должником направлялось в установленном порядке техническое задание для проведения закупок жилых помещений для государственных нужд. Вместе с тем, указанные меры оказались недостаточными и неэффективными для исполнения вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, при этом срок исполнительного производства превысил два года.
Со стороны административного истца действий, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, не имелось, он длительное время вынужден проживать у родственников, в связи с чем нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично, с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Алтай просит решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Также указало, что уполномоченными исполнительными органами власти Республики Алтай были приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда с учетом длительности и сложности процедуры по включению жилого помещения в специализированный жилищные фонд. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, а также Министерство регионального развития Республики Алтай, осуществляющее мероприятия по строительству жилых помещений, не были привлечены судом к участию в деле. Считает, что продолжительность срока исполнения судебного акта в рассматриваемом случае можно считать разумным с учетом практики Европейского Суда по правам человека, отмечающего, что в отличие от решений по взысканию денежных средств исполнение решения о предоставлении жилого помещения имеет ряд объективных трудностей. Учитывая рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, достигших 18 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, дефицит в Республике Алтай жилых помещений, соответствующих установленным требования и нормам, принятые меры для исполнения судебного акта, основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют. Кроме того, заявителем не обоснован размер требуемой компенсации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить ФИО1 из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления, на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай на основании выданного судом ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа, предъявленного ФИО1 к исполнению ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока предъявления исполнительного документа, в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возбуждено исполнительное производство N. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Поскольку решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ не был установлен срок для исполнения решения суда, решение суда должно было быть исполнено до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что в адрес должника направлялось требование об исполнении решения суда по предоставлению ФИО1 жилого помещения; принимались меры к привлечению должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, взыскивался исполнительский сбор, а также совершались иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
Несмотря на перечисленные меры, до настоящего времени указанное решение суда не исполнено, жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Сведения о принятых мерах по исполнению решения суда новым должником - Министерством экономического развития Республики Алтай после произведенной ДД.ММ.ГГГГ замены также отсутствуют.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, не имеется. Вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда не установлено.
Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка достаточности и своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, в том числе доводам апеллянта, которые повторяются в апелляционной жалобе, об отсутствии денежных средств, наличии обязательств в отношении иных лиц, длительность и сложность процедуры по формированию специализированного жилищного фонда, и указано, что законодателем данные обстоятельства не предусмотрены в качестве оснований для освобождения должника от исполнения судебного акта.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и отмечает, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Алтай, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, в связи с чем доводы Министерства финансов Республики Алтай в указанной части являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
По указанным основаниям также не принимаются во внимание и доводы о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения истца в суд за компенсацией может быть признан разумным.
Принятие органам исполнительной власти Республики Алтай определенных мер, направленных на решение вопроса по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан, с учетом изложенных обстоятельств и установленного факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок не может служить основанием для отмены принятого судебного решения. Кроме того, реализация указанных мероприятий в течение почти двух лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения, и потому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая общую продолжительность исполнения указанного выше решения, которая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) до дня вынесения решения (ДД.ММ.ГГГГ) составил 1 год 10 месяцев 16 дней, а со дня вступления решения суда в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) - 1 год 11 месяцев 18 дней, обстоятельства дела, характер нарушения, значимость последствий для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", правовой позицией Европейского Суда по правам человека по делам данной категории, принял решение о взыскании в пользу ФИО1 компенсации равной "данные изъяты".
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен в соответствии с требованиями Закона о компенсации, отвечает принципам разумности и справедливости.
Кроме того, в силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца правомерно взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает Министерства финансов Республики Алтай, в связи с чем доводы последнего об обратном являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай являются несостоятельными, поскольку Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай участвовало в настоящем административном деле в качестве административного ответчика. Оснований для привлечения к участию в деле Министерства регионального развития не имелось, как следует из обжалуемого судебного решения, вопрос о правах и об обязанностях указанного органа исполнительной власти в рамках настоящего административного дела не разрешался.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Верховный Суд Республики Алтай в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.